Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Тезаурус терминологии гендерных исследований
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

Женская автобиография

Женская автобиография - жанр, выделяемый в феминистской литературной критике, его основная задача - саморепрезентация женского "Я". В этом смысле традиционное понятие auto-bio-graphy в феминистской литературной критике меняется на auto-gyno-graphy - c акцентированием именно женской специфической субъективности в автобиографическом письме. Основные параметры женской автобиографии как жанра, выделяемого в феминистской литературной критике:

* вся женская жизнь достойна описания: отличие от классических женских автобиографий состоит в том, что решающим содержательным параметром сегодня становится "бесстрашие говорить о своем теле и сексуальности"не как о второстепенном, но как об основном в автобиографическом сюжете;

* апелляция к женскому опыту не как отдельному, а как гендерному опыту группы;

* отказ или вызов официальной истории - через репрезентацию тем дома, кухни, семейного быта, женских и детских переживаний и болезней и т. п.;

* вместо временной нарративной последовательности событий реализуется эмоциональная последовательность, событийность "большой истории" заменяется женской внутренней "аффектированной историей".

Огромное влияние на концепцию женской автобиографии оказала концепция маргинальных практик Фуко, который ставит проблему аналитики женской субъективности как дискурса признания. В современной феминистской теории существуют два основных подхода в оценке женского дискурса как дискурса признания. Теоретики феминизма равенства призывают к сопротивлению патриархатным механизмам производства женской субъективизации в культуре и равному освоению мужских дискурсивных ценностей и норм (в женском дискурсе признания реализуется не дискурс вины, а дискурс независимости, самоутверждения и самодостаточности). Теоретики феминизма различия настаивают на том, что специфический женский дискурс (в том числе автобиографический дискурс как дискурс признания) является альтернативной формой знания и альтернативной формой субъективности.

Women's autobiography (англ.)

Литература:

Фуко Мишель. История безумия в классическую эпоху. СПб: Университетская книга, 1997.

Wilson Elizabeth. Mirror Writing: An Autobiography. London: Virago, 1982.

Showalter Elaine. The female Malady: Women, Madness, and English Culture, 1830-1980. New York: Penguin Books, 1985.

И. А. Жеребкина

Женская занятость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женская идентичность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женская история

Women's history

см. Историческая феминология

Женская конвенция

Женская конвенция - см. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Женская литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женская проза

Женская проза - социокультурный феномен, возникающий в процессе освоения женщинами публичного пространства и выражающийся в появлении литературных текстов, описывающих мир, социальный опыт и практики женщин глазами женщин. Между процессами женской эмансипации и процессами становления феномена женской прозы есть точки корреляции. Так, женскому движению ХIХ века в Западной Европе сопутствовал феномен так называемой женской литературы: Ж. Санд, Дж. Эллиот, Ш. Бронте, Дж. Остин и др. Женщины-писательницы в своих романах открыли новый мир: мир женщины, описанный глазами женщины. В своих произведениях писательницы предлагали обществу не только новые темы, но и новые образцы поведения, отстаивали право женщины на самостоятельный выбор, на самостоятельную судьбу. Появление женщин-авторов, пишущих романы, где в центре повествования - женщина, которая сама делает свою жизнь, положило начало феномену женской прозы. Как самостоятельный социокультурный феномен женская проза зарождается в начальных фазах эмансипационных процессов в виде маргинальных (см. Маргинальность) для литературоведения и истории литературы текстов, описывающих опыт социального маргинала - женщины.

Появление феномена женской прозы требует определенной социокультурной ситуации: ситуации общества массовой культуры, со всеми его атрибутами производства, воспроизводства и потребления массовой литературы. Эта ситуация становится возможной в посттрадиционных обществах, ибо только в таких обществах осуществляется массовая грамотность населения и идут активные процессы миграции, провоцирующие проблематику саморефлексиии и самоидентифитикации как психосоциальной основы функционирования массовой литературы. Женская проза в данном контексте является феноменом массовой литературы, который осуществляет легитимизацию маргинализируемого женского опыта через практики самоидентификации.

В манифесте литературной группы женщин-писательниц "Новые амазонки" понятие женской прозы раскрывается с радикально-феминистских позиций "инаковости" женщин: "Женская проза есть - поскольку есть мир женщины, отличный от мира мужчины. Мы вовсе не намерены открещиваться от своего пола, а тем более извиняться за его "слабости". Делать это так же глупо и безнадежно, как отказываться от наследственности, исторической почвы и судьбы. Свое достоинство надо сохранять, хотя бы и через принадлежность к определенному полу (а может быть, прежде всего, именно через нее)" (Василенко. С. 81).

Women's prose (англ.)

Литература:

Василенко Светлана. Новые амазонки (Об истории первой литературной женской писательской группы. Постсоветское время) // Женщины: свобода слова и свобода творчества: Сб. статей / Сост. С. Василенко. М., 2001.

Жеребкина И. Феминистская литературная критика // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

Рабжаева М. В. Женская проза как социокультурный феномен // Идеология студента. СПб., 2000.

Савкина И. Кто и как пишет женскую литературу? // Новое литературное обозрение. 1997. N 24.

Тартаковская И. Социология пола и семьи. Самара, 1997.

М. В. Рабжаева

Женская рабочая сила

Женская рабочая сила - см. Женская занятость

Женская сетевая работа

Женская сетевая работа - см. Женские сети

Женские и гендерные исследования за рубежом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женские исследования

Женские исследования - см. Женские и гендерные исследования за рубежом

Женские сети

Женские сети (женская сетевая работа) - установление взаимосвязей для совместной деятельности: обмена информацией, оказания непосредственной помощи, личной и профессиональной поддержки. В английском языке термин появился в глагольной форме (to network, networking) благодаря женскому движению второй волны. Понятие возникло как оппонирующее мужской, патриархатной системе отношений, основанной на жесткой иерархической пирамиде, являясь компонентом несколько идеализируемой концепции женской системы отношений, якобы свободной от отношений власти.

Взаимосвязи между партнерами в сети основаны на принципе паритета, равноправия. Женские сети, тем не менее, существуют как реальный феномен: в современном женском движении на локальном, национальном и международном уровне существуют сети, связывающие женщин многих стран и регионов (например, Сеть женщин "Восток-Запад" - Network of East-West Women - сеть электронной рассылки, охватывающая США, Западную и Восточную Европу). Деятельность сетей имеет широкий диапазон: обмен печатной продукцией, организация совместных кампаний (подписные листы, акции протеста, демонстрации), предоставление финансовых ресурсов, образовательных программ, лоббирование интересов женщин в международных институтах.

Сетевая деятельность как способ организации широко используется сегодня не только женским движением, но и многими институтами гражданского общества во всем мире.

Women's network, women's networking (англ.)

Литература:

Kramarae Cheris, Treichler Paula A. (eds.). A Feminist Dictionary. UK: Pandora, 1985.

О. Г. Липовская

Женские сети влияния

Женские сети влияния - см. Женские социальные сети

Женские социальные сети

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женский взгляд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женский социум

Женский социум - устойчивая социально-демографическая и территориальная общность, имеющая исторически сложившиеся единые условия жизнедеятельности в области экономических, политических, культурных и гендерных отношений.

Комплексная характеристика женского социума имеет следующие критерии: сословное положение, социальная стратификация, этническое состояние, религиозная принадлежность, возраст, образование, виды и сферы трудовой деятельности, репродуктивное поведение, особенности гендерной идентичности, уровень гендерной асимметрии в сферах занятости, управления, политики, семейных отношений, ценностные предпочтения, уровень интернальности и экстернальности, общий стиль жизни.

Характерологические признаки женского социума не статичны, они трансформируются под воздействием ряда факторов: системы государственных мер, затрагивающих интересы женщин, уровня государственной регламентации семейных отношений, общественной женской инициативы, природно-климатических условий проживания конкретной общности, специфических черт культуры, обусловленных гендерными стереотипами, религией, устойчивыми представлениями о "мужском" и "женском" предназначении.

Поэтому для такого сложного, многоаспектного, многонационального общества, как российское, наряду с общими признаками женского социума (вовлеченностью в общественное производство, высокой бытовой загруженностью, гендерной асимметрией в оплате труда, слабой представленностью на уровне принятия политических и государственных решений, зависимостью от социальной поддержки государства и др.) целесообразно выделять специфические черты женских общностей, обусловленные местом проживания, культурными традициями, этнической принадлежностью, вероисповеданием. Например, дальневосточный женский социум, сформировавшийся в сложных климатических и социальных условиях в результате целенаправленной государственной переселенческой политики, отличается высокой жизнестойкостью, более оптимистичным настроением, большей независимостью, интернационализацией образа жизни - чем, скажем, женский социум, сосредоточенный в республиках с мононациональным населением и вековыми культурными нормами, предписывающими женщине определенный стиль поведения.

Разработка характеристик женских социумов, исторически сложившихся в различных регионах России, представляет не только научный, но и практический интерес, поскольку позволяет органам управления и женским организациям осуществлять более адресную и эффективную политику в направлении достижения гендерного равенства.

Women's socium (англ.)

Литература:

Васильченко Э. А. Женский социум на Дальнем Востоке (1860-1940 гг.). Иваново, 2000. 215 с.

Аракелова М. П. Государственная политика в отношении женщин Российской Федерации в 20-е годы: опыт организации и уроки. М., 1997. 267 с.

Женщины, гендер, культура. М., МЦГИ, 1999. 368 с.

Семья, гендер, культура. Материалы международной конференции 1994 и 1995 гг. М., 1997. 416 с.

Социальная феминология. Учебное пособие / Под редакцией О. А. Хасбулатовой. Иваново, 1998. 200 с.

Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново, 1994. 135 с.

Э. А. Васильченко

Женское движение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женское лидерство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женское письмо

Женское письмо - см. Феминистская литературная критика

Женское предпринимательство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женское чтение

Женское чтение - в основе этого понятия лежит утверждение, что существует специфическая женская текстовая рецепция и любой текст может быть проанализирован с женской/феминистской точки зрения. Определение "женское" в данном случае используется не для обозначения гендерного авторства, а указывает на различия сексуальных стилей текстуальных практик. Если традиционные культурные стереотипы мужского восприятия строятся по модели рациональной "я"-идентичности, то женское чтение основывается на множественном психологическом и социальном женском телесном опыте. В феминистской критике существуют различные литературные концепции женского чтения, отражающие концепцию чтения как "женского желания", то есть чтения частного, детализированного, чувственного, строящегося по принципу "часть вместо целого": "этика чтения" Алис Жарден, "фривольное чтение" Элизабет Берг, чтение как "транс-позиция" Кэтрин Стимпсон, чтение как "гендерная маркировка" Моник Виттиг, "сверх-чтение" Нэнси Миллер (как "чтение между строк", "дешифровка молчания", "заполнение бреши репрессированной экспрессии"); "восстанавливающее чтение" Сьюзан Губар и Сандры Гилберт (то есть обнаружение второстепенных женских авторов, репрезентация анонимного женского опыта и переживания); "экстатическое чтение" Джудит Феттерлей ("чтение женщиной женских текстов может быть и является эротизированным чтением"). Задача феминистской критики - научить женщину "читать как женщина" - а это, по словам Джудит Феттерлей, значит: освобождать новые значения текста с точки зрения женского опыта; реализовывать право выбирать, что в тексте является наиболее значимым для женщин. Наиболее систематически принципы понимания женского чтения в феминистской литературной критике изложены в статье Аннетт Колодны "Карта для перечтения: гендер и интерпретация литературных текстов". В конце 80-х гг. ХХ в. понятие женское чтение подвергается философской проблематизации.

Women's reading (англ.)

Литература:

Felman S. What Does a Woman Want? Reading and Sexual Difference. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1993.

Kolodny Annette. A map for Rereading: Gender and the Interpretation of Literary Texts // The New Feminist Criticism. Essays on Women, Literature and Theory. New York: Pantheon books, 1985.

Jacobus Mary. Reading Women: Essays of Feminist Criticism. New York: Columbia University Press, 1986.

И. А. Жеребкина

Женсоветы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Женщины-осужденные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница