Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Тезаурус терминологии гендерных исследований
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Катексис

Cathexis

см. Гендерная система

Качественные гендерные индикаторы

Качественные гендерные индикаторы - см. Гендерные индикаторы

Квота для женщин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киберфеминизм

Киберфеминизм - направление в современной литературной и философской мысли в рамках феминистского дискурса, которое обратилось к изучению и популяризации основных принципов киберкультуры, сложившейся в 1980-е годы на Западе на волне интереса к феномену высоких технологий, прежде всего кибернетики, биомедицины и технологий виртуальной реальности.

Основополагающим текстом данного направления является "Манифест для киборгов" Доны Харавэй (D. Haraway), представляющий собой главу из ее работы "Обезьяны, киборги и женщины" (1991). В образе киборга Харавэй выразила идею радикально новой гендерной политики, свободной от искушений сексизма. Своеобразием манифеста является его глубокая (само)ирония: киборги приходят в мир, чтобы отменить половые различия, репродуктивные практики и саму социальность. В предельно заостренной форме манифест ставит вопрос и о судьбе самого феминизма, показанного как паноптикум разнообразных программ, значительная часть которых устарела в условиях позднего индустриального общества.

Современные киберфеминистские тексты нередко представляют своеобразную лабораторию, где прорабатываются вопросы, касающиеся принудительных форм медицинского вмешательства в женское тело и клонирования, построения виртуальных семей в сетях Интернет и электронного надомничества, технически оснащенной эротики и киберсекса (Fuchs; Springer; Lim). Привлекательность киберфеминизма как литературного жанра позволяет его авторам посредством неожиданно найденной формы обсуждать и вполне традиционные феминистские темы равенства полов, социальной справедливости, свободы от насилия и пр. В России распространение киберфеминизма связано, главным образом, с издающимся в Санкт-Петербурге журналом "Киберфемин клуб".

Cyberfeminism (англ.)

Литература:

Fuchs C. J. "Death is Irrelevant": Cyborgs, Reproduction, and Future of Male Hysteria // The Cyborg Handbook / Ed. C. Hables Gray. New York; London: Routledge, 1995.

Haraway D. J. Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991.

Lim H. Caesareans and Cyborgs // Feminist Legal Studies. 1999. Vol. 7.

Springer C. Electronic Eros: Bodies and Desire in the Postindustrial Age. Austin: University in Texas Press, 1996.

Д. В. Михель

Киборг

Киборг - см. Киберфеминизм, Политики тела

Количественные гендерные индикаторы

Количественные гендерные индикаторы - см. Гендерные индикаторы

Комплексный подход к проблеме равенства полов

Комплексный подход к проблеме равенства полов (комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами) - это стратегия, заключающаяся во внедрении проблематики равенства полов на все уровни общества посредством организации системы ее учета при принятии политических решений.

Концепция комплексного подхода появилась в различных международных документах после Третьей Всемирной конференции ООН по положению женщин (Найроби, 1985 г.). В 1986 г. была принята Резолюция о работе Комиссии ООН по положению женщин, согласно которой в программы социально-экономического развития было решено включить перспективные стратегии. Комиссия обратилась ко всем организациям в системе ООН, в том числе региональным комиссиям и специализированным агентствам, с просьбой разработать общую стратегию в отношении проблемы равенства полов и внедрить ее в свои долговременные программы. Совет Европы организовал Группу специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства полов, которая разработала его концептуальные основы и методологию. В Программе действий, принятой Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, 1995 г.), концепция комплексного подхода была поддержана. В последние годы эта концепция получила особое развитие в рамках деятельности различных европейских межправительственных и национальных организаций. Имеется значительный опыт по внедрению этой концепции в Норвегии, Швеции, Голландии, Дании, Финляндии. Комплексный подход к проблеме равенства полов предполагает организацию, совершенствование и оценку процесса принятия решений лицами, ответственными за проведение политики либо вовлеченными в ее реализацию, - с учетом проблематики равенства полов. В трактовке понятия равенство полов концепция исходит из необходимости учета имеющихся социокультурных различий между ними. В описаниях комплексного подхода акцентируются цель, процесс, объект и активные субъекты политики. Этот подход предполагает, что компетентность политиков и чиновников по внедрению в сферы их деятельности "измерения" равенства полов станет неотъемлемой частью их профессиональной квалификации. Считается, что комплексный подход не может заменить уже действующие механизмы и политические программы в области обеспечения равенства между женщинами и мужчинами, а выступает, скорее, как новая фундаментальная стратегия и дополнение к традиционной политике в этой области. И оба подхода - традиционный и комплексный - должны применяться параллельно. По мнению разработчиков концепции, в каждой стране она должна быть тщательно истолкована и адаптирована с учетом местных условий. Комплексный подход направлен на активизацию эгалитарных (направленных на достижение равенства) процессов в обществе в целом. В англоязычном наименовании комплексного подхода к проблеме равенства полов - gender mainstreaming - акцентируется, что точкой отсчета при разработке этого подхода является все общество в целом: термин образован от mainstream, что в данном контексте переводится как "общая система организации общества".

Gender mainstreaming (англ.)

Литература:

Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.

Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин: Организация Объединенных Наций. Пекин, 17 октября 1995 г. 202 с.

А. А. Денисова

Конвенция

Конвенция - международный правовой документ, который, в отличие от декларации или обращения, имеет статус закона, обязательного для исполнения теми государствами (членами соответствующих международных структур), которые их подписали и ратифицировали - то есть одобрили в своих парламентах. К числу таких важнейших международных документов в области установления гендерного равенства относятся: Конвенция N 100 МОТ (Международной Организации Труда) "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г)., Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (1962 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция N 156 МОТ "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся женщин и мужчин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1983 г.) и некоторые другие конвенции.

Если национальное законодательство по гендерному равенству (см. Равенство полов), по правам женщин (см. Права человека женщин) разработано слабо или же отсутствует совсем, то женские организации и женщины самостоятельно могут использовать для отстаивания своих прав конвенции и другие документы, принятые мировым сообществом и ратифицированные их страной. Они имеют право, ссылаясь на конвенции, обращаться в судебные инстанции всех уровней. Не случайно правовые акты ООН называют "юридическим орудием предотвращения дискриминации в отношении женщин".

Convention (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: Эслан, 2001. 76 с.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М., 2000.

С. Г. Айвазова

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конкубинат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контракт работающей матери

Contract of Working Mother (англ.)

см. Гендерная система

Концептуальная метафора

Концептуальная метафора - см. Телесная метафора

Концепция нормализации

Концепция нормализации - см. Стигма инвалидной сексуальности

Концепция паритетной демократии

Концепция паритетной демократии - была разработана Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека, которые действуют в структуре Совета Европы. Ей было уделено особое внимание на региональном подготовительном совещании в Вене в 1994 г. при обсуждении положения женщин в Европе. Концепция вобрала в себя идеи, широко обсуждавшиеся в те годы женскими организациями западноевропейских стран. Эти организации требовали от своих правительств и руководящих органов Европейского сообщества принять конкретные меры по обеспечению реального равенства женщин в структурах власти. Главный лозунг этого времени - паритет, представленность женщин и мужчин в структурах власти по формуле "50/50".

Разработчики концепции паритетной демократии аргументировали свою позицию таким образом: "Человечество состоит из мужчин и женщин, которые обладают равным достоинством и равной ценностью… Демократия является подлинной только в том случае, если люди принимаются такими, какими они являются в действительности - не абстрактными, бесполыми существами, а мужчинами и женщинами, каждый и каждая из которых могут быть по-своему полезны обществу". Они доказывали, что демократия предполагает "полноценное участие женщин на основе равенства с мужчинами на всех уровнях и во всех областях функционирования общества, … участие каждого пола в органах управления должно осуществляться на паритетной основе, при этом цель - прийти к соотношению 50 % на 50 %".

По убеждению сторонников паритетной демократии, в результате ее установления возникнет реальная основа для устойчивого развития общества. Женщины получат возможность наравне с мужчинами вносить свой вклад в дела общества - в его экономику, политику, культуру. Мужчины, в свою очередь, будут больше заниматься семейными делами, воспитанием детей.

Предполагалось, что концепция паритетной демократии будет обсуждаться на Пекинской конференции (см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин). Но устроители конференции сочли эту проблематику опережающей время. Они были вынуждены считаться не только с мнением представителей западноевропейских стран, но и с позицией исламских стран, Святейшего Престола (Ватикана), также активно участвовавших в подготовке Пекинской встречи. Разрыв между уровнями требований представителей женских организаций, государств-членов ООН из разных регионов мира оказался в Пекине гораздо выше и ощутимее, чем на предыдущих Всемирных конференциях по положению женщин. Он заставил многих активисток женского движения Запада усомниться в целесообразности подобных встреч. Но ведь перемены в нравах и традициях - процесс сложный, требующий терпения и упорства. Несмотря ни на что, Пекинская конференция по положению женщин выполнила стоявшие перед ней задачи.

Conception of parity democracy (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: Эслан, 2001. 76 с.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М., 2000.

Итоговые документы Четвертой Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 4-15 сентября 1995 года (извлечения) // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований" / Отв. ред. О. А. Воронина. М.; МЦГИ/МВШСЭН, 2000. С. 321-337.

С. Г. Айвазова

Концепция равенства результата

Концепция равенства результата - суть современной концепции равенства, в соответствии с которой признается, что для достижения равных (одинаковых) результатов женщинами и мужчинами к ним необходимо проявлять различное отношение - потому что жизненные условия тех и других различны, или для того, чтобы компенсировать дискриминацию женщин в прошлом. Ведь равенство означает обеспечение всем людям, независимо от их пола, национальности, вероисповедания или способностей, одинаковых возможностей доступа к позитивным результатам проводимого в стране политического, экономического, культурного и иных курсов.

Первоначально считалось, что равенство может быть достигнуто посредством предоставления женщинам и мужчинам тех же самых (одинаковых) возможностей, на том основании, что это приведет для них к одинаковым результатам. Такая позиция зиждилась на представлении классического либерализма о равенстве, которое включало понятия равной возможности или состязательного (конкурентоспособного) равенства. Предоставление женщинам права голоса рассматривалось как единственно существенное. Остальное было возложено на женщину как индивида. Иными словами, устранялись лишь формальные барьеры. Однако было обнаружено, что одно и то же отношение необязательно приводит к равным результатам. Жизнь показала со всей убедительностью, что равные возможности не появляются только потому, что с устранением формальных барьеров комплекс скрытых барьеров не исчезает, как и прямая дискриминация. Последние не позволяют женщинам обладать своей справедливой долей политического, социально-экономического и иного влияния в обществе, а также занимать достойное справедливое положение в социуме и государстве.

Воспользуемся простым и доходчивым примером, заимствованным из канадского опыта: что происходит в том случае, если двум людям каждому дается по корзине клубники. Оказывается, что один их них страдает аллергией к клубнике, а другой - нет. Следовательно, они не получают при этом равную выгоду. В данном случае не приняты во внимание различные интересы. Равное отношение к ним означало бы: либо выбор разных видов фруктов, которыми каждый из них в отдельности мог бы воспользоваться, либо предложение таких фруктов, которые устраивали бы обоих.

Equal result conception (англ.)

Литература:

Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.

Моррис Марика. Пособие по гендерному анализу / Министерство развития человеческих ресурсов Канады (HRDC). Оттава, 2000.

Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.

Н. А. Шведова

Кризисные центры

Кризисные центры - см. Феминистская социальная работа

Культурный феминизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Куртуазная любовь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Куртуазность

Куртуазность - система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века-раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления "профессиональных" придворных понятие куртуазность стало включать в себя "вежливость", "учтивость" и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания.

Сourtesy (англ.)

Литература:

Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 327-330.

Marchello-Nizia Ch. Amour courtis, societe masculine et figures du pouvoir // Annales E.S.C., 1981. N 6.

М. Г. Муравьева

Предыдущая страница Следующая страница