Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М"
Маргинализация женщин - в основе этого понятия лежит подход в идеологии и практике, который предполагает фундаментальную аномальность женщин, их неполное соответствие "норме", в то время как нормой считаются мужчины либо человек вообще - понятие, полученное путем абстрагирования от тех же мужчин. Термин широко употребляется при описании положения женщин-мигрантов, феминизации безработицы и бедности, социальной адаптации женщин с ограниченными возможностями и т. п. Marginalization of women (англ.) Литература: Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О) / Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с. Клименкова Т. А. Читая феминистских теоретиков (научный обзор) // Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей / Редактор-составитель Круминг Л. С. М.: Информация - ХХI век, 2000. 332 с. См. также Маргинальность |
Маргинальность - неполная, лишь частичная включенность в состав определенной социальной группы. Изначально термин использовался (Парк, 1928) для обозначения "культурного гибрида", разделяющего образ жизни и традиции двух различных групп, прежде всего, при изучении мигрантов. Но термин применяется и по отношению ко многим типам социальной маргинальности - при описании положения национальных и сексуальных меньшинств, людей с ограниченными возможностями, женщин. Marginality (англ.) Литература: Большой толковый социологический словарь (Collins.) Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Маскулинная культура - см. Гендерные роли |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Материалистический феминизм - см. Марксистский феминизм |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Международный год женщин - см. Первая Всемирная конференция по положению женщин |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Методы квотирования - для обеспечения представительства женщин в парламенте различны, среди них следует выделить следующие: 1. Установленные законом квоты, в соответствии с которыми определен минимальный процент избранных женщин-представительниц. Такова практика в немногих странах: в Италии, где женщины должны составлять 50% пропорционального представительства (т. е. по партийному списку); в Аргентине (30%) и Бразилии (20%). Такая квота обычно рассматривается как переходный механизм при создании базы для расширения женского представительства. 2. Предусмотренные законом о выборах положения, согласно которым партии обязаны представлять определенное число женщин-кандидаток. Такая практика применяется в пропорциональных избирательных системах, например, в Бельгии и Намибии. В Аргентине существует так называемое "сверхположение", согласно которому кандидатуры женщин должны занимать "выигрышные места" в партийном списке, в Непале 5% кандидатов в одномандатных округах должны составлять женщины. 3. Одобренные политическими партиями неформальные квоты для женщин-кандидатов в парламент - наиболее распространенный механизм содействия участию женщин в политической жизни. Данный метод был использован во всем мире с различной степенью успеха - от лейбористских партий в Австралии и в Великобритании - до стран Скандинавии. Так, в Англии Лейбористская партия, применив этот механизм на выборах 1997 года, сумела почти удвоить число женщин-членов парламента (их число увеличилось с 60 до 119 человек). Политические партии, которые обладают квотами для выборов, обычно имеют также определенного рода квотную систему для избрания руководящих органов партии. Quota methods (англ.) Литература: Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002. The International IDEA Handbook of Electoral System Design. Stockholm, Sweden: IDEA, 1997. Women in Parliament: Beyond Numbers. International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA). Stockholm, 1998. Н. А. Шведова |
Мифо-поэтическое мужское движение, зародившееся в 1980-х годах, главной задачей современности считает обретение мужчинами утерянных ими базовых мужских ценностей, которые можно обрести на пути духовного поиска. Свою основную задачу движение видит в том, чтобы направить мужчин на этот путь. Современное общество, по мнению идеологов движения, разорвало глубинные связи между мужчинами и между ними и "мужской сущностью". Манифестом этих мужчин можно считать книгу поэта Роберта Блая "Железный Джон" ("Iron John", 1990). Блай и его последователи описывают эмоциональное убожество современных мужских взаимоотношений и мечтают восстановить традиции древнего мужского братства и наставничества между поколениями. В книге "The Maiden King" (1998), написанной в соавторстве с Мэрион Вудмен (Marion Woodman), исследуя становление человеческой маскулинности-фемининности, Блай обращается к русской мифологии. Мифо-поэтическая идеология обладает большой эмоциональной притягательностью, но рассматривает мужчин вне социального контекста, а различия между женщинами и мужчинами абсолютизирует. Философская база движения - учение К. Г. Юнга, разграничивающего мужской дух (анимус) и женскую душу (аниму). Участники мифо-поэтического мужского движения отличаются высокой активностью в мужских сообществах и в развитии сети групп мужской поддержки. The Mythopoetic Men's Movement (англ.) Литература: Кон И. "Кризис маскулинности" и мужские движения // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. Кон И. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Сайт "Сексология": <http://sexology.narod.ru/publ018_4.html> Bruzy Bil. Reunion of masculine and feminine: An interview with Robert Bly / Originally printed in Creations Magazine, February 1999 // MENSIGHT Magazine: <http://themenscenter.com/mensight/Library/reunionbly.htm> А. А. Денисова |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Monogamy (англ.) см. Брак |
Мужская и женская письменная речь - см. Мужской и женский стили письма |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Мужское доминирование - центральный показатель мужской гендерной роли, характеризующий мужские ролевые нормы - норму статуса, норму твердости и норму антиженственности (Томпсон и Плек) - как в контексте доминирования над женщинами, так и в контексте конкурентных отношений в мужской группе. Норма статуса или успешности в свете мужского доминирования обязывает мальчика постоянно стремиться к более высокому и успешному положению в социальной иерархии, норма твердости (физической, умственной и эмоциональной) обязывает демонстрировать силу, компетентность и агрессивность, норма антиженственности - не только игнорировать все, что традиционно связывается с "женским", но и использовать женщин для подчинения. Мужское доминирование ярко представлено в концепциях социального развития, базирующихся на биологических основах. Различия между социальным положением мужчин и женщин в данных концепциях объясняется различиями в биологических функциях, связанных с воспроизведением; также особенности проявления способностей и возможностей мужчин и женщин в обществе объясняются различиями в гормональном статусе и врожденными генетическими программами (Дольник). Стереотипы мужского доминирования обеспечивают асимметричную гендерную социализацию мальчиков - инциативных, активных, лидеров, интеллектуалов, склонных к соревнованию и конкуренции, способных к точным наукам и т. д., и девочек - пассивных, зависимых, подчиняющихся, эмоциональных, заботливых и, в целом, менее способных и успешных, чем мальчики (Клецина). Наиболее ощутимый удар по незыблемости и биологической обусловленности мужского доминирования нанесли этнографические исследования Маргарет Мид, согласно которым в различных культурах мужчины и женщины могут играть диаметрально противоположные роли (например, мужчины - ухаживать за детьми, а женщины распоряжаться материальными ресурсами и доминировать). Метаанализ исследований в области способностей (например, математических) за последние годы также убедительно доказывает, что с изменением положения женщин в обществе стираются различия и в проявлении способностей (Берн). Исследования мужского доминирования находит отражение во многих гуманитарных и социальных науках. Так, например - проблема женщин, "невидимых" в истории (история), мужские псевдонимы женщин-писательниц (литературоведение), проблема "стеклянного потолка" для женщин в процессе карьерного роста (социология, психология), неравенство в оплате труда (экономика) и т. д. напрямую связаны с мужским доминированием - важнейшей характеристикой традиционной патриархатной (см. Патриархат) культуры. Men's domination (англ.) Литература: Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. Дольник В. Неразумное дитя биосферы. М., 1994. Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1989. Victor J. Seidler. Masculinity and social theory. London and New York. Р. 15-51. Н. К. Радина |
Мужское и женское речевое поведение - см. Мужская и женская речь |
Мужское и женское языковое сознание - см. Образы мужчины и женщины в языковом сознании |
Мужское освободительное движение - либеральное мужское движение, зародившееся в США в 1970 г. Его организационными центрами были в разные периоды - сначала Национальная организация меняющихся мужчин, с начала 90-х гг. - Национальная организация мужчин против сексизма (The National Organization for Men Against Sexism - NOMAS). Как главный источник мужских проблем движение рассматривает ограниченность мужской гендерной роли и соответствующей психологии, поэтому выступает за разрушение полоролевых стереотипов. Представители этого движения - выходцы из среднего класса, социальная структура общества и связанное с ней гендерное неравенство остается не в фокусе их внимания. Они исходят из того, что в целом мужское доминирование и традиционная маскулинность привносят значительные ограничения в их жизнь. Они выступают за более широкий выбор стилей жизни, в частности - за более широкий спектр приемлемых для мужчин эмоциональных проявлений. Главные принципы движения - положительное отношение к мужчинам, поддержка феминистского движения (как соратниц в противодействии гендерным привилегиям - идеологи движения называют себя феминистами или профеминистами), а также защита прав геев (гомосексуалы) и бисексуалы составляют по разным оценкам от 10 до 30% участников движения). Идеи "мужского освобождения" получили широкое распространение также в Австралии и Англии, но политической силой это мужское движение не стало. The Men's Liberation (англ.) Литература: Кон И. "Кризис маскулинности" и мужские движения // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. Кон И. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Сайт "Сексология": <http://sexology.narod.ru/publ018_4.htm> |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Мужской и женский языки - см. Мужская и женская речь |
Мужской шовинизм - см. Сексизм |