Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А"
Абсентеизм - отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих соц. функций. |
Абсентеизм политический - уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы. |
Абстракция - момент (этап) познания, основанный на мысленном выделении существенных свойств предмета и отвлечении от других частных его свойств и связей. |
Автокоммуникация - форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения. То есть сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, но может протекать и в опредмеченной форме (монолог, дневник и пр.). |
Автократия - власть, основанная на полном произволе одного человека или небольшой группы людей. |
Автономия - самостоятельность, определяемость к.-л. явления его внутренними законами (в противоположность гетерономии). |
Автономия социальная - возможность самостоятельного выбора и осуществления экон., полит, или культ, деятельности индивидом, группой или организацией. |
Авторитаризм - система самовластия, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. |
Авторитарный стиль лидерства - единоличное управленческое воздействие лидера на подчиненных, основанное на беспрекословном подчинение власти и угрозе санкций. |
Авторитет - общепризнанное значение, влияние или "вес", дающее обладающему им человеку (группе, общественной организации, социальному институту) узаконенное право руководить поведением и действиями других людей. |
Агрегация социальная (от агрегат > лат. aggregatus - присоединенный) - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий. |
Агрегирование - преобразование модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений, т.е. в агрегированную модель, дающую приближенное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса. |
Агрессия (от лат. aggressio) - враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к другому индивиду или группе. Агрессия выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому как физически, так и морально. |
Адаптационная стратегия поведения - специфическое функциональное, психическое и морально-мотивационное состояние личности, воплощающееся в стремлении активно противостоять экстремальным воздействиям и тем самым активно приспосабливаться к экстремальным условиям жизнедеятельности. |
Адаптация - приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды. |
Адаптация к экстремальной ситуации - совокупность физиологических и социально-психологических реакций личности (группы), носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности экстремальные воздействия неблагоприятных фактов (процессов) окружающей природой, техногенной социальной среды. |
Адаптация культурная - процесс активного приспособления культуры к условиям конкретной окружающей среды, к-рый определяет специфические, характерные черты данной культуры. |
Адаптация социальная - вид взаимодействий личности или социальной группы с социально средой, результатом которого становиться согласование самооценок и действий субъекта деятельности с особенностями среды, активное приспособление к ее изменяющимся условиям, посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции образа жизни, направлений и технологий деятельности. |
Адаптивность - способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды. |
Аддитивный индекс - параметр, образуемый посредством сложения показателей, характеризующих различные аспекты одного и того же понятия. |
Адекватность - соответствие, совпадение каких-либо параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей. |
Адекватность математического метода - степень соответствия формальной модели, предполагаемой методом, характеру изучаемого с его помощью социологического явления. |
Администрация - 1. Иерархия организационных единиц, включающая в себя должностных лиц управления. 2. Процесс принятия и осуществления управленческих решений. 3. Деятельность государства по управлению; совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления. |
Администрирование - управление, заведование, умение практически организовывать исполнительно-распределительную и производственную деятельность. |
Адрес - 1. Местожительство лица или местонахождение учреждения или предприятия. 2. Сообщение, отправляемое от адресанта к адресату в процессе соц. коммуникации; А. содержит фактическую информацию, а также сообщаемые сознательно или бессознательно сведения об адресанте, образ адресата, оценку сообщения и т. д. |
Адресант - отправитель; тот, кто в процессах соц. коммуникации при помощи передачи сообщения (адрес) стремится вызвать определенное поведение у партнера по коммуникации (адресата). |
Адресат - получатель; тот, кому в процессах соц. коммуникации направлено определенное сообщение (адрес). |
Аккомодация (от лат. accomoda-tio - приспособление) - пассивная форма приспособления к соц. отношениям. |
Аккультурация - процесс взаимодействия культур, а также его результат, заключающийся в восприятии одной из них элементов другой культуры или возникновении новой социокультурной системы. |
Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение) - учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и отдельных личностей. (учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах, интерпретирующее культуру как совокупность всех ценностей, созданных человечеством, как регулятивно-нормативную систему человеческой жизнедеятельности. |
Активность - социальное качество личности, воплощенное в способности производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных и ними (или отдельно от них совершаемых) поступках, делах, в творчестве. |
Активность политическая - форма активности социальной, реализуемая в сфере политической деятельности. |
Активность социальная - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. |
Акцентуация локуса контроля - четко выраженное стремление личности приписывать ответственности за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный внешний тип) либо собственным способностям и усилиям (интегральный, внутренний тип локуса контроля). |
Алгоритм - набор инструкций, задающих последовательность действий для получения некоторой совокупности исходных данных определенного результата. |
Алкоголизм - биопсихологическое заболевание, в основе которого лежит сформировавшаяся зависимость человека от алкоголя. Согласно "Международной классификации болезней", алкоголизм - состояние (психологического или обычно также физического), возникающее в результате потребления алкоголя и характеризующееся поведенческими и другими проявлениями которые включают постоянно или периодически, потребность в нем с целью ощущения его соответствующего эффекта, преодоления дискомфорта, связанного с его отсутствием. |
Альтруизм - самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. |
Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом (Слияние обществ, союзов, корпораций). |
Анализ (от греческого analysis -разложение) - 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; противоположные синтезу; 2) научное исследование. |
Анализ временного (динамического) ряда - метод анализа данных, основанный на построении регрессии и ставящий целью установление причинных связей (зависимостей) с помощью упорядочения данных. |
Анализ данных - совокупность действий осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными. |
Анализ детерминационный - система методов анализа социологических и социально-экономических данных, в которой задачи обработки и интерпретации ставиться как задачи анализа детерминации. |
Анализ документов - совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ, от английского content-analysis - анализ содержания). |
Анализ латентно-структурный - метод вероятно-статистического моделирования, идея которого основана на предположении, что наблюдаемое поведение (например, ответы индивидов на вопросы теста или анкеты) есть внешнее проявление скрытой (латентной) характеристики, присущей индивидам. Задача метода заключается в том, чтобы, изучив наблюдаемое поведение индивидов, вывести эту скрытую характеристику и разделить (классифицировать) индивидов по сходству (равенству) ее значений. |
Анализ логлинейный - метод математической статистики применяющийся для изучения многомерных таблиц сопряженности. Он позволяет статистически проверять гипотезу о системе одновременно имеющих место парных и множественных взаимосвязей в группе признаков, измеренных по номинальным шкалам. |
Анализ многомерный - раздел математической статистики, посвященный математическим методам, направленным на выявление характера и структуры взаимосвязей между компонентами исследуемого многомерного признака и предназначенным для получения научных и практических выводов. |
Анализ причинный - методы моделирования причинных отношений между признаками с помощью систем статистических уравнений, чаще всего регрессионных. |
Анализ структурный - метод социологии, позволяющий выяснить значение отдельного социального явления для функционирования и развития определенным образом структурированного социального целого. |
Анализ типологический - метод изучения сложных социальных объектов, состоящий в выделении социально значимых, качественно отличных друг от друга, внутренне однородных групп объектов характеризующийся совокупностью признаков произвольной природы. В социологических исследованиях осуществляется посредством операционализация понятий, входящих в его определение, и формализации их на эмпирическом уровне с целью либо построения типологии объектов, либо проверки гипотез с точки зрения ее подтверждения. |
Анкета (от франц. Enquete - расследование) - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме. |
Анкетер (Интервьюер) - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов. |
Анкетирование - одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой. |
Анкетирование групповое - метод одновременного письменного опроса группы людей, собранных в одном помещении (аудитории) и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры. |
Анкетирование индивидуальное - опрос респондента с помощью раздаточной анкеты, осуществляемый в непосредственном контакте исследователя с опрашиваемым, который отвечает на письменные вопросы, при необходимости получая консультацию анкетера, при необходимости получая консультацию анкетера. Чаще всего проводиться по месту жительства. |
Анкетирование почтовое - способ распространения анкет по домашним или рабочим адресам с просьбой респондентам вернуть заполненные анкеты исследователю. |
Анкетирование прессовое - способ изучения аудитории различных источников информации (радио, телевидения, периодических изданий: газет, журналов и т.п.), основанный на публикации текста анкеты, сопровождаемой просьбой к потенциальным респондентам вернуть заполненный опросник по названому адресу и в назначенный срок. |
Аномия - социально-психологическая ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и к социальным отклонениям, к девиации. |
Антецедентная переменная - переменная, которая вызывает изменения в другой переменной, рассматриваемой в рамках данной гипотезы как независимая. |
Арбитраж - способ урегулирования трудовых, имущественных, политических, международных конфликтов, при котором соперничающие стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), независимым от них, избираемым самими сторонами или по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций, международных органов. |
Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре (слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п.). |
Аудитория - социальная общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности). |
Аутгруппа - группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как "не мы", или "чужие". |