Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "В"
Валентность - сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень валентности (или желательности), который колеблется от - 1,0 (весьма нежелательно), до 1,0 (весьма желательно). |
Валидность - мера пригодности применяемых в прикладной социологии методики для решения определенных исследовательских задач, степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным, позволяющая получать надежные, репрезентативные и достоверные результаты социологического исследования, избегать систематических ошибок. |
Верификация (от фр. Verification < лат.verus - истинный facere - делать) - проверка истинности, установление достоверности. - проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем их сопоставления с наблюдаемыми объектами. |
Взаимодействие - категория, отражающая процессы взаимодействия субъектов друг на друга, их взаимную определенность и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма движения, развития. Определяет сущность существования и структурную организацию любой материальной и социальной среды. |
Взаимодействие социальное - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. |
Взаимоисключаемость - свойство мер (показателей), в соответствии с которым каждый данный случай может быть приписан лишь к одной категории. |
Взвешенный индекс - индекс, в котором оценки, выставляемые в рамках одной переменной, стандартизируются относительно оценок, выставляемых в рамках какой-то другой переменной, что позволяет проводить обоснованное сравнение между оценками данного индекса для различных случаев. |
Власть - одно из понятий социологии политики, определяющее отношение субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии. Власть как социологическая категория - способность одних индивидов контролировать действия других. |
Влияние - способность воздействовать на решение и действия других помимо авторитета, на основании престижа, уважения, привязанности. |
Внешнее окружение организации - совокупность физических, социальных, организационных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации. |
Внешняя валидность (обоснованность) - вид теоретической валидности, выражающийся в корреляции некоторого показателя (меры) исходного понятия с показателями (мерами) других понятий, согласно теории связанных с исходным. |
Внутренняя валидность (обоснованность) - вид теоретической валидности, выражающийся в корреляции нескольких показателей (мер) одного и того же понятия. |
Вопрос - меню - такой вид формулировки вопросительного суждения, когда респонденту предлагается целый веер различных вариантов ответов, из которых он может выбрать несколько наиболее ему подходящих (как правило, не более трех). |
Вопрос - фильтр - употребляется в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. |
Вопрос альтернативный (дихотомический) - разновидность формулировки вопроса в анкете, предлагающая ответы опрашиваемых по выбору из двух альтернативных вариантов в соответствии с принципом "да - нет". |
Вопрос (в социологической анкете) - специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи. |
Вопрос закрытый - разновидность формулировки вопроса, ответ на который респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером, т.е. это - вопрос с подсказкой. |
Вопрос контрольный - разновидность вопроса в анкете, используемая для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондентов. |
Вопрос косвенный - задается в том случае, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на него не будет получено искреннего ответа. Такой вопрос чаще всего выражается в форме: "Принято считать, что… . А каково мнение на этот счет?". |
Вопрос открытый - разновидность формулировки вопроса, дающая возможность респондентов самостоятельно сформулировать ответ без подсказки исследователя, выражающий индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. |
Вопрос полузакрытый - такой тип вопросительного суждения, когда в перечне возможных ответов предусмотрена позиция для самостоятельно сформулированного респондентом ответа, выраженная словами: "что еще", "другое", т.е. соединяет в себе преимущества закрытого и открытого вопросов. |
Вопрос прямой - такой тип вопроса, который позволяет респонденту высказать вполне определенную и однозначную позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.д. |
Вторичное измерение - измерение, основанное на конструировании шкал уже имеющихся. |
Вторичный анализ - анализ данных, собранных когда-то в прошлом другим исследователем. |
Выборка гнездовая - вид социологической выборки, в которой отбираемые исследователем объекты представляют собой группы или гнезда более мелких единиц. |
Выборка квотная - вид выборки, формируемый на основе статистических сведений о социально-демографических характеристик элементов генеральной совокупности. |
Выборка многоступенчатая - вид выборки, построенный на основе поэтапного отбора объектов, отобранных на предыдущем этапе исследования, становится исходной для отбора на следующем. |
Выборка случайная - вид вероятностного отбора элементов исследуемого объекта с помощью таблицы случайных чисел, обеспечивающего всем элементам генеральной совокупности одинаковую вероятность попадания в выборку. |
Выборки ошибка - разность между средним значением признака по выборке и генеральной совокупности. |
Выборочная совокупность (N) - это пропорциональная модель генеральной совокупности (N), результат, определенным образом построенного извлечения из нее элементов, выступающих в качестве объекта непосредственного изучения. |