Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Тезаурус терминологии гендерных исследований
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Патерналистский тип

Патерналистский тип - государственной политики в отношении женщин - такой тип политики, в рамках которого осуществляется государственный протекционизм по отношению к женщине. Для данного типа политики характерно:

* признание государством юридического равноправия полов, принятие законодательства, устанавливающего равные права для мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, семейно-брачных отношениях;

* широкое участие женщин в общественном производстве;

* развитие сферы услуг с целью создания условий для совмещения женщиной репродуктивной, производственной и семейной ролей, включая общественное воспитание детей, обобществление домашнего хозяйства;

* создание государственной системы социальной защиты женщин в виде льгот, пособий, отпусков в связи с рождением ребенка и уходом за ним, ограничение применения женского труда и т. д.

В основе данного типа политики лежит гендерный уклад, сочетающий модели "двух кормильцев при государственном уходе за детьми" или "контракт работающей матери" (см. Гендерная система).

Патерналистский тип государственной политики характерен для форм общественного устройства, основанных на марксистско-ленинской идеологии, где государство выступает в роли главного общественного суверена и включает в свою концепцию постоянную заботу о "специфических интересах женщин". В трудах отечественных ученых справедливо отмечается, что идеология государственного протекционизма по отношению к женщине означает ее "социальную инвалидизацию" и ведет к воспроизводству патриархатной системы гендерных отношений.

Paternalist state policy on women (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО "Редакционно-издательский комплекс Русанова", 1998. 408 с.

Воронина О. А. Женский вопрос // СССР: демографический диагноз. М., 1990.

Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М., 1991.

Захарова Н. К., Посадская А. И. Женский вопрос и социальная политика // Семья и семейная политика. М., 1991.

Захарова Н. К., Посадская А. И., Римашевская Н. М. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 1989. N 4.

Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. 2000. N 11.

Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., 2001.

О. А. Хасбулатова

Патриархат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патриархатный тип государственной политики

Патриархатный тип государственной политики - в отношении женщин - это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и обществе между мужчиной и женщиной. При этом "естественным" предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы и "кормильца" семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом. Профессор социологии Берлинской школы экономики Б. Пфау-Эффингер называет такую модель общества "традиционной моделью мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки". В отечественной феминистской мысли данный тип гендерной иерархии определен как контракт "домохозяйки" для женщины и "кормильца"-спонсора жизни для мужчины.

Характерными чертами патриархатной "женской" политики являются:

* отстранение/ограничение участия женщин в профессиональной деятельности;

* отстранение/ограничение доступа женщин к высшему образованию;

* ориентация женского образования на подготовку женщин к выполнению функций матери и хозяйки дома;

* отстранение женщин от участия в политической жизни, ограничение их доступа на уровень принятия государственных решений;

* пропаганда идеала неэмансипированной, зависимой женщины.

Данный тип государственной политики характерен для периода "классического" капитализма первой половины ХХ века, когда публичная сфера была преимущественно сферой мужской занятости, частная сфера являлась прерогативой женщин.

Patriarchal state policy on women (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО "Редакционно-издательский комплекс Русанова", 1998.

Воронина О. А. Женский вопрос // СССР: демографический диагноз. М., 1990.

Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М., 1991.

Захарова Н. К., Посадская А. И. Женский вопрос и социальная политика // Семья и семейная политика. М., 1991.

Захарова Н. К., Посадская А. И., Римашевская Н. М. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 1989. N 4.

Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. 2000. N 11.

Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., 2001.

О. А. Хасбулатова

Патримониальная гендерная система

Patrimonial gender system (англ.)

см. Гендерная система

Пекинская декларация

Beijing Declaration (англ.)

см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин

Первая волна феминизма

Первая волна феминизма - см. Феминизм

Первая Всемирная конференция

Первая Всемирная конференция - по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 году, объявленном Международным годом женщин с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин оставалась нерешенной проблемой во многих странах мира. Период 1976-1985 годы по требованию конференции и при поддержке ООН был объявлен Десятилетием женщин ООН. Эти события положили начало всемирному диалогу с целью улучшения положения женщин.

Конференция в Мехико должна была привлечь внимание международного сообщества к необходимости разработки целей, эффективных стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Для этого участники Генеральной Ассамблеи определили три ключевые задачи, ставшие впоследствии основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин: полное гендерное равенство (см. Равенство полов) и ликвидация дискриминации по признаку пола (см. Дискриминация); вовлечение женщин в процесс развития и их полноправное участие в этом процессе; увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.

Участники конференции приняли Всемирный план действий - документ, намечающий основные направления деятельности правительств и мирового сообщества на следующие десять лет по решению этих ключевых задач. Планом действий была определена программа-минимум до 1980 года, основной задачей которой было обеспечение равного доступа женщин к таким сферам, как образование, занятость, политическая деятельность, здравоохранение, обеспечение жильем, питание, планирование семьи.

Такой подход обозначил перемену в отношении к женщинам, начавшуюся в начале 70-х годов. Если раньше женщины воспринимались как пассивные получатели поддержки и помощи, то в тот период к ним стали относиться как к полноценным и равным партнерам наравне с мужчинами, с равным доступом к ресурсам и возможностям. Такая же перемена происходила и в подходе к процессу развития: от бытовавшего ранее мнения о том, что развитие служит прогрессу женщин - к новому пониманию того, что само развитие невозможно без полноправного участия женщин.

Участники конференции призвали правительства разработать национальные стратегии и определить цели и приоритеты для обеспечения равноправного участия женщин в процессе развития. В дополнение к уже существующему Отделению (в настоящее время Департаменту) по улучшению положения женщин, в ходе конференции в Мехико было инициировано создание в системе ООН Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин и Фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Женщинами также был организован параллельный Форум неправительственных организаций. Между собравшимися на Форуме женщинами возникли острые разногласия, отразившие политические и экономические реалии того времени. Так, женщины из стран социалистического блока проявили наибольшую заинтересованность в вопросах мира, в то время как женщины из стран Запада делали акцент на равенстве, а женщины из развивающихся стран отдали приоритет проблемам развития. Тем не менее, форум инициировал процесс, который впоследствии помог консолидировать женское движение, ставшее к концу Десятилетия женщин ООН подлинно интернациональным, а также помог НПО открыть пути сотрудничества с ООН и обеспечить участие женщин в процессе выработки политики ООН.

First World Conference on Women (англ.)

Литература:

Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975-1995 годы: историческая ретроспектива: Департамент общественной информации ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Представительство ООН в Республике Беларусь: <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/23spec/4conf.htm>

Переосмысление власти в социальной работе

Переосмысление власти в социальной работе - см. Феминистская социальная работа

Перформативная концепция гендера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перформативная теория гендерной идентичности

Перформативная теория гендерной идентичности - см. Перформативная концепция гендера

Платформа действий

Platform for Actions (англ.)

см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин

Позитивная дискриминация

Позитивная дискриминация - см. Равенство полов

Позитивные меры

Позитивные меры - см. Гендерные квоты

Показатель расширения возможностей женщин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полиандрия

Полиандрия - см. Брак

Полигиния

Полигиния - см. Брак

Политики тела

Статья большая, находится на отдельной странице.

Половое насилие в отношении женщин

Половое насилие в отношении женщин - см. Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин

Поло-гендерная система

Sex/gender system

см. Гендерная система

Полоролевая адаптация

Полоролевая адаптация (гендерная адаптация) - фаза полоролевой социализации, социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе полоролевой адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психической реальности и поведения с природной сущностью своего и другого пола, с характером взаимоотношений между полами, сложившимися в данном обществе. Многие проблемы полоролевой адаптации возникают в области состыковки физических и сложных духовных образований, которые настолько связаны с функционированием телесных процессов, что в состоянии подавлять или стимулировать их. Источником серьезных гендерных конфликтов является сложившаяся в истории культуры устойчивая связь между любовью как духовной ценностью и сексуальностью как извечным зовом природы. Психологи в процессе полоролевой адаптации ставят задачу признать сексуальное тяготение полов в качестве достойной внимания части психики и принципиальную автономность сексуальности и любви. Сочетание физического и духовного определяет течение человеческой жизни.

Полоролевая адаптация может быть добровольной и вынужденной. Добровольная адаптация связана с подчинением окружающим. Вынужденная адаптация отражает конфликт между индивидуальными проявлениями личности и ценностями, принятыми в группе и обществе. Человек, в особенности в детстве и юности, стремится выполнять принятые гендерные роли, следовать распространенным нормам из-за страха быть отверженным или осмеянным, а также получая информацию о правильности действий из наблюдений за другими людьми. В процессе полоролевой адаптации индивид испытывает нормативное и информационное давление со стороны окружающих. Например, женщину могут посчитать слишком агрессивной, а мужчину слишком внимательным к партнерам. Предполагается, что подчинение нормативному давлению вызвано желанием нравиться окружающим, а подчинение информационному давлению - желанием быть правыми. Эффективность полоролевой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свое окружение. В литературе имеются свидетельства, что дисбаланс полоролевой структуры личности является фактором формирования неврозов, психосоматических расстройств, криминального поведения, девиантного материнского поведения. Наиболее приспособленным к жизни является андрогинный тип личности (см. Андрогиния), имеющий более богатый репертуар полоролевого поведения, нежели носитель гендерных стереотипов.

Sex role adaptation (gender adaptation) (англ.)

Литература:

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998. 517 с.

Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. СПб., 1997. 117 с. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N 3. С. 100-115.

Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Т. 1. М., 1994. 214 с.

Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997. 288 с.

Е. Ю. Красова

Полоролевая идентичность

Полоролевая идентичность - см. Гендерная идентичность

Полоролевая социализация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Постколониальный феминизм

Постколониальный феминизм - см. Феминизм постколониальной волны

Постфордистская модель

Постфордистская модель - занятости сменила в начале 1980-х гг. фордистскую модель и характеризовалась сокращением постоянной занятости в пользу нестабильной занятости и гибких режимов труда. В отличие от фордизма, наиболее характерной чертой постфордистской эры является образование более мелких производственных единиц, ориентированных на сегментацию рынков через гибкое производство специализированных товаров или услуг. В результате растущей приватизации и дерегуляции рынка труда занятость деформализовалась, ее продолжительность и содержание стали предметом частного договора с работодателями, а защита со стороны трудового законодательства и социальные гарантии свелись к минимуму. В свою очередь, сокращение зарплаты, урезание коллективных соглашений, рост безработицы породили эрозию фордистской модели семьи, в которой мужчина традиционно играл роль основного кормильца. Из-за многократно усилившейся социальной нестабильности он этой роли лишился.

Наряду с сокращением постоянной занятости, постфордистская модель занятости характеризуется ее одновременной феминизацией (см. Феминизация занятости). Непостоянство женских трудовых биографий, связанное с беременностями, рождением и воспитанием детей, совпадает с гибкими требованиями рынка труда, когда нужно работать неполный рабочий день, по скользящему графику или на дому. Поэтому женщины продемонстрировали большую адаптивность к повышению гибкости рынка труда по сравнению с мужчинами.

Post-Fordist employment model (англ.)

Литература:

Harvey D. The Condition of Postmodernity. Chapter IX. From Fordism to Flexible accumulation. Cambridge and Oxford, 1991. P. 141-173.

Jary D. & Jary J. Collins Dictionary of Sociology. Glasgow, 1991. P. 232-233.

Ruigrok W., Tulder R. The Logic of International Restructuring. London-New York, 1994. P. 13-35.

М. М. Малышева

Права женщин

Права женщин - см. Права человека женщин

Права человека женщин

Права человека женщин - относятся к правам человека третьего поколения, к так называемым коллективным правам, которые включают право на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискриминации по половому, возрастному, национальному признаку. Эти права адресованы не столько индивиду, сколько определенным социальным группам, нуждающимся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав. Для выделения прав женщин в особую категорию прав человека имеются веские основания. Изначально все правовые стандарты и нормы формировались, с одной стороны, как универсальные, а с другой - как селективные, ориентированные только на состоятельных белых мужчин. Они отбраковывали, исключали из числа полноценных граждан малоимущих, представителей не белой расы, женщин и детей. Историю развития права можно рассматривать как историю постепенного подведения под действие Закона этих первоначально отбракованных категорий населения. Для обретения статуса полноправных гражданок женщинам понадобилось почти два века бороться с общественными предрассудками и ограничениями, используя при этом самые разнообразные пути и методы. В том числе - и методы коллективного действия в рамках женского движения. Впервые вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека был поставлен в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. Международное сообщество стало заниматься их правовым обеспечением - далеко не во всех странах мира идеи гендерного равенства оформлены законодательно. Понятно, что юридические нормы исламских стран или нормы африканских государств не могут не отличаться от европейских норм и законов. Отсюда - особое, унифицирующее значение норм международного права, которые разрабатывают и предлагают на утверждение государствам-участникам международного сообщества такие структуры как ООН, Международная Организация Труда и др.

Women's human rights (англ.)

Литература:

Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с.

Введение в гендерные исследования. Ч. 1. Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.

Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. 352 с.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М., 2000.

Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований" / М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. 396 с.

С. Г. Айвазова

Представительная демократия

Представительная демократия - одна из двух основных форм народовластия, осуществление народом власти через избранные им государственные органы. Другой формой является непосредственная демократия.

В современном демократическом обществе обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы верховенство принадлежит решениям, принимаемым путем непосредственной демократии (например, на референдуме), но масштабы государственной деятельности, основанной на представительной демократии, значительно шире и носят постоянный характер.

Представительная демократия в широком смысле включает все выборные государственные институты, как законодательные, так и исполнительные; при узком толковании термина - выборные органы парламентского типа на общенациональном и на региональном уровне, которые и носят название представительных.

Конституция РФ 1993 г. предусматривает условия представительной демократии: выборность соответствующих органов, всеобщность избирательного права, предоставление гражданину права избирать и быть избранным. Важнейший орган представительной демократии - Федеральное Собрание РФ. В субъектах федерации избираются свои представительные органы, носящие различные наименования и наделенные широкой компетенцией. Они самостоятельны, но должны действовать в рамках Конституции РФ и федеральных законов.

Но существует резкая асимметрия в представленности мужчин и женщин во всех структурах государственной власти, как на национальном, так и на региональном уровнях (см. Концепция паритетной демократии, Гендерные квоты, Гендерная политическая культура).

Representative democracy (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека: Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с. Представительная демократия // Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации": <http://encycl.yandex.ru/yandsearch?encpage=konst&rpt=encyc&text=%EF%F0%E5%E4%F1%F2%E0%>

Предубеждения против женщин

Предубеждения против женщин - например, об обязательно имеющейся доли вины женщины в совершенном над ней насилии - укоренились в российском обществе в многочисленных гендерных стереотипах. Такие предубеждения называют также "гендерными мифами". Женщин обвиняют в обострении многих социальных и демографических проблем: в разводах, в том, что в семьях мало детей, в сокращении рождаемости, росте преступности среди малолетних, проституции, распространении СПИДа, ВИЧ-инфекции, венерических болезней и даже в увеличении безработицы и ухудшении здоровья нации. Неспособность (за редким исключением) средств массовой информации осветить проблемы насилия с позиций общественного неприятия, тенденция изображать женщину как объект потребления и стремление обвинить ее в провокации насилия, во многих других социальных грехах объясняются тем, что общество в целом игнорирует интересы женщин. Господствующий стереотип восприятия женщин как людей "второго сорта" провоцирует отношение к ним как к сексуальному объекту, призванному лишь угождать мужчине и дома, и на службе. Насилие в семье, сексуальные домогательства на работе, в учебном заведении, в местах лишения свободы крайне редко служат предметом серьезного разбирательства или взвешенных публикаций. "Заговор молчания" превращает насилие в трагедию каждой отдельной жертвы, скрывает его от глаз общественности, загоняет злоупотребления в подполье безнаказанности и способствует укоренению гендерных стереотипов. В такой ситуации особое значение приобретает появление в России кризисных центров (см. Феминистская социальная работа), а также учебных программ по гендерному воспитанию, книг, разоблачающих различные формы насилия (см. Насилие в отношении женщин) и связанные с ними гендерные мифы.

Bias against women, prejudices against women (англ.)

Литература:

Айслер Р. Чаша и клинок / Пер. с англ. М.: Древо жизни, 1993.

Женщина в пословицах и поговорках народов мира / Сост. Э. Гейвандов. М.: Гелиоцентр, 1995.

Насилие и социальные изменения. Альманах. Выпуск I. Центр "АННА" (Ассоциация "Нет Насилию"). М., 2000.

Права женщин - права человека. Пособие для учебных занятий (Джулия Мертус и др.) / Отв. редактор российского адаптированного издания Т. Ю. Забелина. М.: Глас, 1996.

Технология и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия. Методические рекомендации. М., 2001.

Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Сборник / Под. ред. Байбурина А. К., Кона И. С. СПб.: Наука, 1991.

Забелина Т. Ю.

Прекрасная Дама

Прекрасная Дама - объект куртуазной любви рыцаря, образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыцарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение Даме, выполнение любых ее требований и защита от любых врагов, в частности, от злого или ревнивого мужа. Классическим примером является роман "Фламенка": главная героиня Фламенка, чей муж внезапно стал ревнив и запер ее в башню, обретает спасителя в лице рыцаря, графа Неверского, который полюбил ее, услышав, что в башне томится Дама. Обладая внешним и внутренним совершенством, Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Сначала Дама не должна была показывать рыцарю своего интереса к нему. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями рыцаря по поводу "холодности" Дамы. Другим важным моментом было представление о благородстве Дамы, ее способности на любовь к "простому" рыцарю, а не только к сеньору. Великолепное описание Прекрасной Дамы можно найти у Бертрана де Борна:

Расса, высшего в ней чекана

Все: свежа, молода, румяна,

Белокожа, уста - как рана,

Руки круглы, грудь без изъяна,

Как у кролика - выгиб стана,

А глаза - как цветы шафрана.

Этим дивным прелестям счет

Всякий с трепетом подведет,

Кто хвалу ей ныне поет,

Тех достоинств увидев свод,

Что меня к ней жадно влечет.

Расса, высшей добродетели грани

В сердце зрит она, а не в сане;

С Пуатье, Сарагосы, Бретани

И Тулузы не взявши дани,

Низость в складках богатой ткани

Видит - благородство в рвани.

Я советчик ее, так вот:

Пусть в любви она изберет

Тех, чей дух высок, а не род,

Ибо нас бесславит почет

От иных преславных господ...

Образ Прекрасной Дамы, безусловно, являлся произведением мужского, более того, рыцарского воображения, и создавался он также для мужчин-рыцарей. Один из последних образов Дамы и блестящую сатиру на нее можно найти в бессмертном произведении Сервантеса "Дон-Кихот".

Fair Lady (англ.)

Литература:

Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993.

Фламенка / Под редакцией А. Г. Наймана. М.: Наука, 1983.

М. Г. Муравьева

Принцип переопределения

Принцип переопределения - см. Феминистская социальная работа

Прогрессивность женского движения

Прогрессивность женского движения - в общественном развитии - это система показателей, позволяющая определить масштабы позитивных последствий деятельности женских организаций в целях преодоления гендерной асимметрии и создания условий для самореализации личностного потенциала женщин.

К таким показателям можно отнести:

* принятие под воздействием женского движения государственных решений, направленных на достижение гендерного равенства (см. Равенство полов);

* масштабы распространения женскими организациями идей о равноправии полов в разных слоях общества;

* наличие и эффективность женских инициатив, направленных на повышение уровня самосознания женщин и продвижение их на уровень принятия решений;

* создание моделей инициативного поведения женщин в различных общественных сферах, способствующих самореализации и творческому самовыражению значительного слоя женщин.

Как прогрессивное можно определить либерально-демократическое направление российского женского движения начала ХХ века, под влиянием которого расширились возможности для общего образования женщин, была учреждена система высшего женского образования, получен доступ к новым профессиям, для женщин были завоеваны избирательное право, право занимать все государственные должности, ряд гражданских прав.

Краткосрочный характер функционирования современного российского женского движения не позволяет сформулировать научные обобщения о степени его прогрессивности. Однако можно сделать вывод о наметившихся положительных тенденциях: активном воздействии ряда женских организаций на законодателей в период разработки новой Конституции РФ, участии в разработке законопроектов с целью снижения уровня гендерной асимметрии, в том числе закона о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин.

Progressivity of women's movement for social development (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Женщины в лабиринте равноправия. М., 1998. 405 с.

Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1998. 78 с.

Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и инновации. М., 2000. 182 с.

Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 - 1917). М., 1994. 136 с.

О. А. Хасбулатова

Пролетарское женское движение

Пролетарское женское движение - см. Женское движение

Проституция

Prostitution (англ.)

см. Секс-работа, Секс-торговля

Профессиональная сегрегация

Профессиональная сегрегация - по признаку пола - это неравномерное распределение женщин и мужчин в экономике. Профессиональная сегрегация, с одной стороны, является одним из основных ресурсов создания гендера (создания между полами различий, которые не являются естественными, сущностными или биологическими) (Уэст, Зиммерман. С. 193-220); с другой стороны, профессиональная сегрегация сама формируется под воздействием гендерной системы, существующей в обществе. Одним из основных последствий профессиональной сегрегации оказывается неравенство доходов и социальных позиций между полами. Как правило, женщины гораздо чаще мужчин заняты на работах, отличающихся незначительными возможностями карьерного продвижения, невысокой заработной платой и нестабильностью с точки зрения занятости. Замечено, что отнесение тех или иных профессий к "женским" или "мужским" изменяется во времени и в пространстве. То есть профессии, которые считаются "женскими" в одном обществе, могут считаться "мужскими" в другом, а профессия, бывшая одно время "мужской", может под влиянием ряда факторов постепенно перейти в разряд "женских" и наоборот. Переход "мужской" профессии в "женскую" и наоборот может происходить:

во-первых, из-за изменения политической ситуации в стране (социальные катаклизмы: войны, революции) и проводимой государством социальной политики;

во-вторых, из-за изменения социально-экономической ситуации в стране и мире:

а) в связи с появлением новых отраслей народного хозяйства, что продиктовано развитием науки и техники, процессами глобализации экономики. Это влечет за собой создание новых рабочих мест, появление новых профессий, переоценку уже существующих рабочих мест и профессий;

б) в связи с изменением условий хозяйствования. Здесь имеется в виду переход от одной схемы организации экономики к другой. Например, смена командно-административной системы на рыночную;

в-третьих, трансформация "мужской" профессии в "женскую" или "женской" в "мужскую" может быть обусловлена изменением представлений о "мужском" и "женском" в обществе.

Сам факт существования профессиональной сегрегации по признаку пола имеет не одно обоснование. Начиная от объяснений, апеллирующих к естественному предназначению полов, до утверждений, что данный феномен является следствием патриархата.

Occupational sex segregation (англ.)

Литература:

Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М. 1998.

Российский статистический ежегодник. М., 1998.

Уэст К., Зиммерман Д. Создание Гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под редакцией Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 193-220.

England Paula. Wage Appreciation and Depreciation: A Test of Neoclassical Economic Explanations of Occupational Sex Segregation // Class, Race and Gender: Social Stratification in Sociological Perspective. San Francisco, Oxford, 1994. P. 590-603.

Reskin Barbara and Padavic Irene. Women and men at work. London: Pine Forge press, 1994.

Women and men in Russia 2000. M., 2000.

Young Brigitte. Globalization and Gender: a European Perspective // Gender and Work in Transition. Hanover, 2000. P. 25-44.

Л. В. Косыгина

Псевдогендерные исследования

Псевдогендерные исследования - см. Гендер

Псевдогендерный подход

Псевдогендерный подход - см. Гендер

Психоанализ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психологический пол

Психологический пол - см. Гендерная идентичность

Психологическое насилие в отношении женщин

Психологическое насилие в отношении женщин - см. Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин

Психология гендерных отношений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология пола

Психология пола - см. Гендерная психология, Психология половых различий

Психология половых различий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница