Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Социологический справочник (1990)
Контент-анализ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Контент-анализ

Контент-анализ - от англ. content содержание) один из видов анализа документов; достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. Применяется для изучения массивов однородных документов, чаще всего текстов массовой коммуникации, включая материалы прессы, радио, телевидения, кино. Используется также как метод анализа ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и проч. С помощью К.-а. исследователь устанавливает не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора (создателя текста); ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях. Бытующее представление о К.-а. как об описании документа в любых количественных показателях ошибочно. Его процедура достаточно сложна и требует точности исполнения. Корректная интерпретация данных не должна выходить за пределы возможностей формализованного анализа проникать в суть текстового материала.

Советские исследователи внесли большой вклад в разработку методики К.-а. Ими предложен принципиально новый подход к выбору качественных единиц текста. В последние годы он широко применяется в междисциплинарных исследованиях социальных наук. Программа социологического исследования с применением К.-а. включает формулировку цели, задач, гипотез, проект выборки изучаемых документов, описание методов обработки данных. Процедура К.-а. предусматривает определение категорий ключевых понятий исследования, в соответствии с которыми предстоит сортировать элементы содержания. От выбора категорий в значительной степени зависит характер полученных данных. Категории должны быть исчерпывающими, т. е. описывать все части содержания. В то же время не следует стремиться к перечислению в категориальной схеме всех элементов содержания, как, впрочем, и значительно укрупнять категории и то и другое приводит к разрушению смысловых связей текста. Кроме того, категории должны быть взаимоисключающими. Это означает, что любой элемент содержания можно отнести лишь к одной категории, иными словами, операциональные определения категорий должны быть точны и недвусмысленны. Операционализация категориальной схемы заключается в поиске разнообразных формальных (лингвистических) признаков текста, которые соответствовали бы каждой категории. Таким образом выбираются непосредственные единицы анализа. В отечественной практике К.-а. в качестве основной смысловой единицы используется социальная идея, определенная социально значимая тема. В тексте она может быть выражена по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, большим текстовым фрагментом.

Единицы анализа должны содержать тождественные индикаторы по всему массиву документов, повторяться в каждом тексте и поддаваться формализации. К стандартным единицам анализа относятся: слово или термин, понятие, суждение или законченная мысль, тема, персонаж или класс персонажей, автор, целое сообщение или публикация. Для К.-а. аудиовизуальной информации надежной единицей анализа может служить кино-, телефраза -достаточно мелкий смысловой фрагмент содержания с четкими формальными границами, обозначенными, например, сменой говорящих или действующих субъектов. Наряду со смысловой единицей анализа определяется и единица счетавеличина измерения категорий содержания. Единицами счета обычно выступают: пространство время (количество строк, абзацев, площадь текста, метраж кинои магнитной пленки, отведенный под категории, либо время, в течение которого они описываются); появление признака в тексте (употребляется в том случае, когда формализация последнего затруднена, например, в К.-а. художественно-образной информации); частота появления признака, выявляющая степень внимания коммуникатора к той или иной категории анализа.

Более тонкие приемы количественного описания текста связаны с фиксацией интенсивности признаков, лингвистическими показателями которой могут служить вид глагола и интенсивность неглагольных модификаций, таких как «иногда», «часто», «регулярно», индикаторы времени, характеризующие прошлое, настоящее или будущее действие, модальность высказываний вероятностное, императивное и пр. В методики обработки результатов К.-а. включаются приемы ранжирования категорий, измерения их сопряженности и ассоциации в соответствии с критерием X2, мерой Хемминга, выявления взаимосвязи негативных и позитивных оценок согласно специально разработанному для этих целей коэффициенту Джаниса (см. Корреляция, Коэффициенты корреляции}. Важной методической проблемой является проверка надежности К.-а., которая осуществляется с помощью компетентных судей, посредством получения аналогичных данных другими методами, а также при повторном кодировании одних и тех же текстов различными кодировщиками. Алгоритм процедуры подробно описывается в обязательном методическом документе инструкции кодировщику.

В начало словаря