Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Социологический справочник (1990)
Интервью

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Интервью

Интервью - анг. interview-встреча, беседа) -специальный вид целенаправленного исследовательского общения, применяемый в качестве метода получения необходимой социологической информации. В основе И. лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели заданы «извне» программой и задачами социологического исследования. Специфика И. состоит в том, что полученная информация в определенной степени формируется в процессе общения интервьюера с опрашиваемым и поэтому несет на себе следы этого общения. От характера последнего, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех И., полнота и качество полученной информации. С методологической точки зрения именно И. представляет собой специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, к примеру, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (Макс Вебер), и ученый-физик не может воспользоваться таким методом исследования, каким является беседа с исследуемым объектом. За эти качества некоторые исследователи считают И. «королевским путем» в познании социальных явлений (Р. Кениг).

Существует множество видов И. В зависимости от выбора основания классификации выделяют: групповое, аудиторное, индивидуальное И.; интервью с должностным лицом, экспертом, респондентом, с самим собой; разведывательное, контрольное и основное И. и др. Главным основанием классификации видов И. является степень формализации процедуры опроса и соответственно регламентации поведения интервьюера. По степени возрастания формализации выделяют:

- свободное, или так называемое «клиническое», «психоаналитическое» И. Наибольшее применение имеет в психиатрии, откуда и берет начало. Свободное И. отличается тем, что не имеет сформулированных вопросов. Задается лишь его тема. В социологии свободное И. применяется в опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования, а также с целью ознакомления с объектом, уточнения методик, опросников;

- глубинное И. отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей тематики беседы, заранее задается также определенный круг вопросов, на которые следует получить ответ;

- фокусированное (направленное) И. отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений и установок относительно конкретно заданной ситуации;

- И. с открытыми вопросами проводится с применением плана, который подготавливается социологом и и представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности;

- И. с закрытыми вопросами, или стандартизованное И.это формализованная процедура опроса, приближающаяся к методу анкетирования с помощью анкетера. Подготовленный социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Стандартизованное И. предполагает также определенную регламентацию поведения интервьюера в процессе опроса. Оно представляет собой наиболее распространенный вид из приведенных выше. Классическим его примером может служить опрос при переписях населения. Когда в опроснике вместе с закрытыми вопросами помещены также и открытые, социологи употребляют термин «полустандартизованное И.». Совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказать воздействие на ход и результаты И., элементов непосредственного окружения, обстановки, в которой осуществляется межличностное общение между интервьюером и опрашиваемым лицом, а также более широкие социальные условия среды представляет собой ситуацию И. В зависимости от целей и задач исследования социолог выбирает и определяет наиболее благоприятную, подходящую ситуацию И. Одной из основных задач социолога является обеспечение релевантности ситуации И. для всей совокупности опрашиваемых. Это означает создание таких условий, чтобы как внутренние, так и внешние факторы ситуации И. не оказались различными для различных групп опрашиваемых. По крайней мере, имеющиеся различия не должны оказывать существенного воздействия на результаты И. В идеальном случае ситуация И. должна быть одинаковой для всех И., проводимых в рамках одного социологического исследования. И. применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. С развитием эмпирических социологических исследований И. постепенно стало одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием. Основными сферами применения И. в социологии являются: пробные, пилотажные исследования, изучение общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выборочные опросы при анкетных исследованиях и др.

В начало словаря