Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Социологический справочник (1990)
Социальная психология

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Социальная психология

Социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в различные социальные группы, закономерности общественной и групповой психологии. С. п. исследует психологию больших социальных групп (классы, нации, социальнодемографические и профессиональные категории, региональные общности, массовые аудитории и т. д.), малых групп и коллективов, а также особенности психологии личности, формирующиеся и проявляющиеся в общении и совместной деятельности. С. п. развивается на стыке психологии и социологии. Наряду с психологическими методами наблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, тестирования в С. п. широко применяются социологические методы анкетные опросы и интервью, контент-анализ, социальный эксперимент. Разработаны также специализированные социально-психологические методы (социометрия, групповая оценка личности и др.).

Потребности и интересы, социальные установки и ценностные ориентации, мнения и настроения людей являются общим для С. п. и социологии предметом исследования. Однако для каждой из этих наук характерен специфический подход к изучению данных явлений. Например, при исследовании общественного мнения социолога интересует в первую очередь закономерность формирования мнений люден в определенных социальных группах, тогда как социально-психологические исследования направлены прежде всего на познание психологических механизмов становления и выражения общественного мнения. Появлению первых социально-психологических концепций предшествовало накопление многочисленных наблюдений в области массовой психики, психологии социальных групп и личности. Первые попытки теоретического обобщения этих наблюдений относятся ко второй половине XIX в.: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт), «психология масс» (Ш. Сигеле, Г. Лебон), теории «подражания» (Г. Тард) и «инстинктов социального поведения» (У. Мак-Дугалл). 1908 г. считается временем основания С. п. как самостоятельной отрасли психологической науки. В этом году появились книги У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология», в названии которых впервые был использован термин С. п. В 1913 г. В. Мёде в Германии впервые применил экспериментальный метод в исследовании социально-психологических явлений, связанных с воздействием группы на индивидуальные особенности восприятия и поведения. После первой мировой войны такого рода исследования получили широкое распространение, что способствовало превращению С. п. в экспериментальную науку. Наиболее интенсивно экспериментальная С. п. развивалась в США. Ставшие классическими исследования по конформизму, групповой динамике, коммуникативной структуре малой группы имели немаловажное значение для дальнейшего развития С. п., ее выхода в практику управления, пропаганды, в др. сферы общественной жизни. Основными теоретическими источниками развития западной С. п. являлись бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология. Большое влияние на развитие С. п. оказали и социологические теории интеракционизм и структурно-функциональный анализ. Советская С. п. основывается на принципах марксистской теории социального познания. В 20-е гг. советские психологи активно разрабатывали вопросы методологии социально-психологических исследований, основы теории коллективной и общественной психологии. В 30-е гг. С. п. разделила участь ряда наук, объявленных «вне закона», и ее возрождение фактически началось только в 60-е гг. В настоящее время имеются конкретные результаты развития С. п. в нашей стране. Оригинальные результаты получены в таких областях С. п., как психология коллектива, психология познания людьми друг друга, психология жизненного пути личности. Созданы социально-психологические службы, цель которых-совершенствование нравственно-психологического климата в коллективах, психологическая подготовка руководителей пронзводсгва, семейное консультирование, обучение людей (в специальных тренинговых группах) приемам и навыкам правильного общения и т. д.

Перспективы развития С. п. во многом связаны с расширением ее возможностей в решении острых социальных проблем совершенствования психологической атмосферы в различных сферах общественной жизни. В связи с этим необходима активная исследовательская стратегия, которая не только фиксировала бы существующие социально-психологические феномены, но и способствовала повышению психологической культуры общества, его различных социальных групп. В современных условиях общественного развития настоятельно ощущается потребность в новых социально-психологических механизмах регуляции человеческих взаимоотношений. Они должны стать альтернативой широко распространенным в общественной психологии механизмам группового давления и конформизма, восприятия и оценки людей по формальным статусным и демографическим признакам, стереотипного отношения людей к собственной жизни и к другим людям. Новая стратегия С. п. может быть названа конструктивной, поскольку ее основной задачей является разработка теории и методов создания (конструирования) принципиально новых социально-психологических механизмов регуляции человеческих взаимоотношений, значительно в большей мере соответствующих гуманистическим принципам современного общества.

В начало словаря