Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Э"
Эгалитарная государственная политика - это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для самореализации личности во всех социальных сферах независимо от ее половой принадлежности. Основными направлениями эгалитарной политики являются: * равное участие женщин и мужчин во всех сферах профессиональной деятельности, включая управление государством; * создание условий для максимального высвобождения членов семьи от выполнения рутинной домашней работы; * распространение государственных льгот, связанных с уходом за детьми, на обоих родителей; * обеспечение равного доступа обоих полов к образованию как необходимому условию достижения гендерного равенства (см. Равенство полов); * преодоление патриархатных стереотипов о мужской и женской ролях в обществе, создание благоприятного общественного мнения о гендерном равенстве; * создание системы подготовки государственных служащих, позволяющей руководителям и специалистам всех уровней вникнуть в суть проблемы гендерного равенства. Эгалитарная политика основывается на комплексном подходе к проблеме равенства полов как новой стратегии достижения гендерной симметрии в обществе в XXI веке. В европейских государствах эта стратегия получила название gender mainstreaming, в отечественной социологии применительно к этому типу политики возможно употребление терминов эгалитарная политика или политика гендерного равенства. Эгалитарная политика опирается на гендерную модель "двух кормильцев / двух домохозяев", модель симметричного и равновесного включения женщин и мужчин во все сферы общественной жизни. Реализация политики такого типа предполагает наличие правовой базы для решения проблемы, создание арбитража, комитетов, советов для преодоления дискриминации по признаку пола, открытие в каждом министерстве департаментов или отделов, занятых вопросами равенства полов, ведение научно-исследовательской работы по гендерной проблематике, создание достоверной, объективной статистической базы, отражающей положение обоих полов, а не усредненные или сексистские данные. С целью более достоверного прогноза последствий принимаемых законов, государственных решений для социального положения женщин и мужчин в ходе реализации эгалитарной политики целесообразно осуществление гендерной экспертизы. Стратегия эгалитарной политики призвана не заменять, а дополнять традиционную политику, затрагивающую интересы женщин как специфической социально-демографической группы населения. Оба подхода могут существовать параллельно, пока в обществе не начнет складываться благоприятное общественное мнение в отношении равенства полов. Equality state policy (англ.) Литература: Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Вып. 4. Спб., 1996. Программа действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 14-15 сентября 1995 года). М., 1995. Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. 2000. N 11. Gender mainstreaming. Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин. Заключительный доклад о деятельности группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин. Страсбург, 1998. О. А. Хасбулатова |
Эгалитарность - см. Равенство полов |
Эгалитарный феминизм - см. Неофеминизм |
Эгалитарный феминистский либерализм - см. Либеральный феминизм |
Эдипов комплекс - по З. Фрейду, фаза раннего психологического развития индивида, когда ребенок ощущает сильное чувство любви к своей матери и одновременно чувство ненависти к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать. Комплекс преодолевается, когда мальчик подавляет эротическое (не сексуальное) влечение к матери и антагонизм по отношению к отцу. По мнению Фрейда, преодоление Эдипова комплекса является рубежом в развитии ребенка и означает освобождение от ранней зависимости от родителей, его становление как автономного существа. Этот период наступает в возрасте 4-5 лет (Эдипова стадия), когда большинство детей учится обходиться без постоянного присутствия своих родителей. Oedipus complex (англ.) Литература: Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с. |
Эдипова стадия - см. Эдипов комплекс |
Экосистемный, или холистский подход в социальной работе - см. Феминистская социальная работа |
Эмансипация женщин - процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине ХIХ в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в оплате труда, в получении образования и т. д. Эти процессы сопровождаются оформлением женского движения как движения социального. Эмансипация женщин связана с обретением женщинами опыта пребывания в публичном пространстве, опыта презентации себя как индивидуальности, опыта представления своих интересов в социуме. К середине ХIХ века женщины Западной Европы, в отличие от женщин России, уже имели указанные навыки и опыт. Такой навык самостоятельного нахождения в публичном пространстве вместе с опытом общественной борьбы позволил женщинам Западной Европы начать организованную борьбу за свои права, через специально организованные женские движения, которые в ХIХ в. вылились в суфражизм (см. Либеральный феминизм). В России же женщины не имели опыта самостоятельной презентации в публичном пространстве, поэтому им приходилось (в кратчайшие сроки) заниматься конструированием и утверждением в обществе новых форм гендерной идентичности и атрибуции. Эмансипация женщин происходит на различных уровнях: 1) на правовом - через обретение равных прав и возможностей с мужчинами; 2) на социальном - через дифференциацию женщин как отдельной социальной группы от других социальных групп и обретение опыта отстаивания собственных прав; 3) на индивидуальном - через осознание ценности женской личности, рефлексии собственного социального и телесного опыта, обретение навыка и опыта поведения в публичном пространстве. Women's emancipation (англ.) Литература: Миронов Б. Н. Социальная история России. В 2-х тт. Т. 1. СПб., 1999. Рабжаева М. Женская эмансипация как опыт конструирования гендера (на материале социокультурной ситуации в России 50-60-х гг. ХIХ в.) // Гендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований. Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерные тетради. Вып. 1. СПб., 1997. М. В. Рабжаева |
Эмпатия - "ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках… Эмпатия - одно из трех условий Роджерса (1951) для успешного отношения консультанта с клиентом (два других - искренняя сердечность и безусловно позитивное внимание)" (Большой толковый социологический словарь). Empathy (англ.) Литература: Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 528 с. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Этакратическая гендерная система - см. Гендерная система |
Этика заботы - см. Культурный феминизм |
Этос - это стиль жизни общественной группы, общая ориентация определенной культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая либо выражена в явном виде, либо может быть выведена из поведения членов группы. Этос - одно из основных понятий социологии культуры, мало известное в отечественных исследованиях. Как синонимы термина иногда используются этические ценности или менталитет, что не всегда корректно. Термин применяется по отношению к группам, а не к индивидам. Например, мы занимаемся этосом какой-либо группы, когда констатируем, что ее членам присуща склонность решать конфликты мирным путем или, напротив, постоянно утверждать свое превосходство с оружием в руках. Ethos (англ.) Литература: Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. Marx Werner. Towards a phenomenological ethics: ethos and the life-world. State University of New York Press, 1992. М. Г. Муравьева |