Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Социология: Энциклопедия (2003)
КОЛЛОНТАЙ (УРОЖД. ДОМОНТОВИЧ) АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОЛЛОНТАЙ (УРОЖД. ДОМОНТОВИЧ) АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА

КОЛЛОНТАЙ (урожд. Домонтович) Александра Михайловна (1872 - 1952) - деятель международного и российского революционного движения, дипломат, социолог. Спутница жизни деятелей российского революционного движения - Плеханова, Шляпникова, Дыбенко.

Родилась в Петербурге в семье генерала. С 1906 - в РСДРП, примыкала к меньшевикам, с 1915 - большевичка. С 1908 по 1917 - в эмиграции (Англия, Германия, Швейцария, Скандинавские страны, США). Член Международного бюро социалисток, участница международных социалистических конгрессов в Штутгарте (1907), Копенгагене (1910), Базеле (1912). В 1915-1917 вела активную антивоенную пропаганду. По возвращении в Россию с марта 1917 - член исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, член редколлегии большевистского журн. "Работница". Участница Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. После революции - нарком гос. призрения (соц. обеспечения), в 1919 - нарком пропаганды и агитации Крымской республики, член комиссии ЦК КП(б) Украины по агитации и пропаганде среди работниц. В 1920 - зав. женотделом ЦК РКП(б).

К. являлась активным участником "рабочей оппозиции" в ЦК ВКП(б) и жестким идейным критиком В. Ленина. В 1923-1945 - на дипломатической работе (1923-1926 - полпред и торгпред СССР в Норвегии, 1926 - полпред и торгпред в Мексике, в 1930-1945 - посланник в Швеции). С 1945 - советник МИД.

Согласно оценкам и ретроспективному исследованию Р.-Л. Винклер и А.И. Черных, перу К. принадлежит первое марксистское статистическо-социологическое исследование положения рабочего класса одной из окраин Европейской России - Финляндии ("Жизнь финляндских рабочих. Экономическое исследование" - 1903). Осуществленное на основе практически всех опубликованных в то время по этому вопросу статистических материалах (на русском, шведском, финском, немецком и французском яз.; библиография включает 82 названия), это исследование охватывает практически все стороны жизни рабочих Финляндии - бюджет, питание, условия труда  и продолжительность рабочего дня в разных отраслях, образование, семейно-брачные отношения, положение женщин-работниц, медобслуживание, избирательные права трудящихся, взаимоотношения рабочих и предпринимателей; дан анализ развития рабочих организаций в Финляндии. Часть материалов, которые по цензурным соображениям не могли быть опубликованы, вошли в сборник "Финляндия и социализм" (1906), за который К. подверглась судебному преследованию и вынуждена была бежать из России в 1908. Основное место в теоретическом наследии К. занимают вопросы женского движения. Первой работой К. по этой теме и второй в России (после книги Н. Крупской, 1899) стала книга "Социальные основы женского вопроса" (1909). В 1916 вышла книга К. "Общество и материнство" (переизд. в 1921 и 1923), в которой дан сравнительный анализ государственного страхования материнства в 15 странах мира. Женский вопрос понимается К. как "противоречие между ролью женщины в производстве и ее политическим и социальным бесправием, ее подчиненностью мужчине". По мнению К., положение женщины в обществе, ее права определяются той ролью, которую женщина играет в процессе промышленного производства. Поэтому проблемы экономической самостоятельности имеют первостепенное значение для женщин-работниц, а достижение гражданских и политических свобод необходимо именно для того, чтобы закрепить завоеванное в экономической сфере. К. оспаривала положение А. Бебеля, что пролетарское и буржуазное женские движения могут вести борьбу, "маршируя отдельно, но сражаясь вместе", настаивала на четко определенной и выдержанной классовой позиции, отказываясь от союза с буржуазными феминистками. Утопические представления о будущем обществе как обществе всеобщего братства, свойственные К. в предреволюционный период, привели ее к убеждению, что семья как "эгоистическая ячейка", обеспечивающая человеку капиталистического общества единственный реальный оплот в жизни - кровнородственные узы, исчезнет, а узы кровного родства заменят узы пролетарского братства. На смену разлагающейся буржуазной семье как "принудительной форме брака" идет "свободный союз свободных индивидов". Этой новой норме общения между полами, которую установит коллективистское общество, соответствует идеал "свободной любви" - тезис, заостренный против "двойной морали" буржуазного общества.

Основные сочинения К. (помимо вышеперечисленных): "По рабочей Европе" (1912); "Международные социалистические совещания работниц" (1918); "Из моей жизни и борьбы" (1921) и др.

В начало энциклопедии