Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Социологический справочник (1990)
Мотивация

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Мотивация

1) совокупность устойчивых мотивов, конкретно опредмеченных в предшествующем жизненном опыте человека его определенных потребностей; 2) процесс актуализации какого-либо мотива и его функционирования внутреннего побуждения к деятельности определенной направленности; внутренний психологический процесс, непосредственно вызывающий данную деятельность человека, осуществляющий ее активацию и ориентацию. В целом М. осуществляется как процесс обеспечения приоритетности одной из возможных в данной ситуации деятельностеи. Однако М. не является однородным процессом, единообразно пронизывающим весь поведенческий акт. На его разных фазах М. выступает как качественно специфический процесс, выполняющий особую функцию во внутренней регуляции деятельности.

Прежде всего М. определяет приоритетный вариант восприятия поведенческой ситуации и преобладание одного из возможных содержаний ее осмысления. От М. зависит, далее, ориентация сознания на выработку и постановку цели, адекватной для данного мотива в данной ситуации. М. обусловливает также выбор используемых в деятельности личностных потенций (навыков, умении, знаний, способностей) и, наконец, интенсивность и упорство в осуществлении деятельности для достижения поставленной цели. М. как процесс актуализации и функционирования мотивов необходимо отличать от мотивирования процесса отражения мотивов в сознании субъекта и их выражения в мотивировках (мнениях о своих мотивах). Для адекватной фиксации мотивов, относящихся к эмотивной подсистеме диспозиций, с одной стороны, и мотивировок, относящихся всегда к когнитивной подсистеме диспозиций, с другой стороны, в эмпирических социологических исследованиях используются разные, специфические методические средства.

В начало словаря