Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Социологический справочник (1990)
Контроль социальный

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Контроль социальный

Контроль социальный - способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование всех ее компонентов. Основной функцией К. с. является постоянное воспроизводство господствующих в обществе (общности, организации, коллективе) социальных отношений и структур. В этом плане К. с. исполняет роль своеобразного механизма санкционирования и оценки поведения и деятельности установленного типа (образца). В широком значении К. с. охватывает все виды контроля, которые осуществляются в обществе (партийный, государственный, общественный и т. д.).

В узком значении под К. с. понимают авторитет общественного мнения, гласности результатов и оценок поведения и деятельности людей. В целом регулятивным воздействиям К. с. присущи императивность, упорядоченность, нормативность, возможность применения санкций. Поскольку контроль составляет одну из наиболее важных функций управления, то субъект управления является одновременно и субъектом контроля. Для исполнения контрольных функций общество создает в системе социального управления подсистему институционального (официального) контроля специальные органы, которые действуют независимо от подконтрольных органов управления. К таким специальным органам контроля в социалистическом обществе относятся прокуратура, народный контроль, государственная инспекция, ревизионные комиссии общественных организаций и союзов. Важной формой институционального контроля является надзор, органы которого постоянно производят оценку-сравнение фактической деятельности ведомств, организаций и предприятий с принятыми в обществе социальными нормами и нормативами. В случае отклонения фактической деятельности от соответствующих нормативных актов (выпуск некачественной продукции, загрязнение окружающей среды и т. д.) органы надзора имеют право давать указания об изменении отдельных аспектов фактической деятельности или даже о ее прекращении, если она не отвечает общественным потребностям и интересам. В отличие от институционального контроля воздействие общественного мнения на поведение и деятельность людей можно назвать публичным К. с.

Его эффективность в значительной мере зависит от уровня усвоения (интериоризации) членами общества (общности, организации, коллектива) социальных ценностей и норм, их жизненной позиции и морального самоконтроля. Санкции публичного К. с. (признание авторитета человека, уважение, поощрение, выражение сочувствия, неодобрения и т. д.) являются проявлением непосредственного реагирования, например, трудового коллектива на позитивное или негативное (с точки зрения этой общности) поведение своих членов. Такого рода санкции весьма распространены в трудовых коллективах, поэтому их учет и использование в практике социального управления крайне необходимы. Благодаря применению позитивных и негативных санкций К. с. направляет поведение и деятельность людей сообразно принятым в обществе социальным ценностям и нормам и устраняет нежелательные отклонения от них. В условиях социализма развитие социальных отношений предполагает совершенствование разных форм К. с., и прежде всего тех, от которых зависит возрастание социальной активности трудящихся (расширение их участия в управлении делами общества и государства, усиление народного контроля, повышение активности общественных организаций и союзов, расширение гласности, самоуправления, самоконтроля, постоянный учет общественного мнения и т. д.).

Исследование эффективности К. с. составляет важную задачу социологической науки. При этом чаще всего изучается эффективность социальных норм и санкций в системе К. с. трудовых коллективов. Здесь также исследуются установки работников в отношении тех или иных форм К. с., выявляется контролирующая роль неформальных групп, распространенность конформного и отклоняющегося поведения, возможность появления в системе К. с. определенных инноваций. Социологическая информация такого рода является необходимой предпосылкой целенаправленного и дифференцированного реагирования на установки и поведение работников, эффективного осуществления К. с. в конкретных организациях и коллективах.

В начало словаря