Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Социологический справочник (1990)
Гражданское общество

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Гражданское общество

Гражданское общество - понятие, характеризующее целостность общественной жизни в отношении к политическим структурам, прежде всего к государству. Г. о. включает в себя хозяйственные, социальные, культурные, духовные, семейно-бытовые отношения и институты, а также положение, роль, права и обязанности личности в системе общественных связей и учреждений.

Понятия государства и Г. о. теоретически расчленяют целостный социальный организм на две взаимосвязанные и взаимообусловливающие стороны политическую и социальную сферы общества. Концепция Г. о. вырабатывалась социальной философией 17-18 вв. в связи с критикой общественных отношений и политических структур феодализма в эпоху становления социальных связей буржуазного типа. Мыслители этой эпохи считали, что человечество в ходе своего развития переходит от естественного состояния к гражданскому, в котором преодолеваются неупорядоченные отношения и произвол путем установления законов, регулирующих поведение людей. Всеобщий интерес и всеобщая воля концентрируются в государстве, возникающем на основе «общественного договора». Концепция общественного договора была направлена против теологического истолкования общественной жизни и феодальных политических теорий законности абсолютной монархии. Она утверждала, что законы гражданской жизни должны основываться на естественных правах человека, вытекающих из его природы. В философско-исторической концепции Г. Гегеля государство понимается как божественная идея, воплотившаяся в историческом мире. Базисом государства являются семья и Г. о. Государство имманентная цель семьи и Г. о., оно выражает всеобщий общественный интерес, тогда как семья и Г. о.сфера частных и особенных интересов.

Миссия государства состоит в охране семьи и руководстве Г. о. Правительство своей политикой призвано упорядочить всю экономическую и социальную жизнь, снять противоречие между семьями и между сословиями, между индивидом и обществом. Структура Г. о., по Гегелю, выражается в трех сословиях: 1) земледельцы (природное сословие), 2) ремесленники, промышленники и торговцы (рефлектирующее сословие) и 3) чиновничество и военные (всеобщее сословие). Последнее сословие и олицетворяет собою всеобщий интерес, осуществляемый государством. Провозглашенная в ходе Великой французской революции Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) отрицает сословные различия людей и подлинным субъектом Г. о. объявляет самостоятельную, автономную личность человека, которому государство должно гарантировать его «естественные и неотъемлемые права», в первую очередь равенство, свободу, безопасность и собственность. Г. о. тем самым понимается как социальное пространство деятельности независимых, наделенных равными правами, а значит, и равными возможностями индивидов.

Требование обеспечения со стороны государства «прав человека» как политических гарантий его личного существования в Г. о. (несмотря на ограниченную буржуазную форму, поскольку здесь вообще не стоит вопрос об экономическом и социальном равенстве) прочно вошло в фонд общечеловеческих ценностей и не потеряло своей значимости до наших дней. К. Маркс подверг детальному анализу концепцию «прав человека» и показал несостоятельность разделения понятий человек и гражданин, вскрыл буржуазную сущность декларированных прав: «Ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т. е. как индивида, замкнувшегося в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 401-402). Гуманистическая направленность марксовой теории революционного преобразования общества состоит в необходимости преодоления экономического и социального отчуждения человека, в преодолении всеобщего эгоизма и создании свободных ассоциаций производителей, в которых «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Там же. Т. 4. С. 447). Политический опыт истории XX в. свидетельствует, что взаимоотношения государства и Г. о. могут принимать деформированный характер, когда возникают политические структуры тоталитарного типа. Тоталитарные режимы стремятся ко всеохватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни, ведут к нарушению демократических свобод и прав человека, имеют тенденцию ко все возрастающей бюрократизации.

Государство стремится подчинить себе все общество, а это ведет к стагнации общественной жизни. Практический опыт строительства Советского государства показал, что и социализм не избавлен от тенденции к относительной самостоятельности государства. Сложившаяся в нашей стране государственная административно-командная система управления делами общества обнаружила неэффективность своего воздействия на экономический и социальный прогресс, не всегда и не в полной мере выражает интересы и чаяния всего народа и отдельных социальных групп, ведет к гражданской апатии людей. Развернувшаяся перестройка предполагает широкую демократизацию всех сторон жизни общества, смещение акцента в сторону развития гражданских начал. Демократизация политической системы заключается в построении правового государства, в котором обеспечивается верховенство закона во всех областях общественной жизни, связанность законом самого государства и его органов, строгое соблюдение свободы личности, защита ее прав, интересов, чести и достоинства. Этот процесс направлен на раскрепощение социальных сил общества, активности и инициативы людей. Перестройка провозглашает также демократизацию экономики, утверждение многообразия форм социалистической собственности. Это будет способствовать расширению сферы хозяйственной деятельности граждан, пробуждению инициативы, смекалки, хозяйственного риска и деловитости. Именно в Г. о. концентрируется творческий потенциал социальности. Общественные связи и общественные интересы получают свое оформление и выражение в различных общественных движениях, объединениях, творческих союзах. В них выдвигаются новые идеи, проекты, планы, которые проходят проверку коллективным разумом и опробование действием, получают в конце концов ясный и определенный вид и могут затем стать руководящими принципами деятельности государства.

В начало словаря