Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Социологический справочник (1990)
Престиж социальный

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Престиж социальный

Престиж социальный - франц. prestige обаяние, очарование, от лат. prestigium иллюзия, обман чувств) соотносительная оценка социальной значимости различных объектов, явлений, разделяемая членами данного общества, группы на основании принятой системы ценностей. Объективным критерием такой оценки в конечном счете выступает способность объекта удовлетворять некоторую общественную потребность, но ее непосредственным основанием может послужить любое социальное качество, воспринимаемое как желательное и привлекательное. Хотя П. с. является сложным опосредованием многих факторов и формируется преимущественно путем стереотипизации, его тем не менее можно рассматривать как определенный показатель реальной дифференциации социальных статусов, а также как инструмент для исследования систем ценностей данного общества. Высокий ранг в иерархии П. с. побуждает людей к определенному поведению, социальному выбору. Поэтому, воздействуя средствами массовой информации, искусства и т. п. на общественное сознание, можно несколько изменять сложившуюся иерархию П. с. или ослаблять действие престижных соображений в мотивации социального поведения индивидов и групп, воздействуя таким об разом на интенсивность и направленность определенных социальных процессов: миграции, потребительского поведения и др. В социологии приобрели наибольшее распространение исследования престижа профессий, населенных пунктов, символов социальных позиций. Результаты этих исследований используются при разработке комплексных планов социального развития трудовых коллективов, регионов, отраслей народного хозяйства, организации социально-профессиональной ориентации молодежи, решении некоторых других социальных проблем.

В начало словаря