Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Социологический справочник (1990)
Панельное исследование

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Панельное исследование

Панельное исследование - один из видов социологического исследования, в котором информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения. При помощи ретроспективных вопросов некоторая временная информация может быть получена от респондентов и в единичном исследовании.

Однако лишь панельный тип исследования может предоставить данные, содержащие изменения мотивов, установок, мнений. Понятие П. и., как метода сбора данных, необходимого для изучения причинных связей, ввел в 40-х годах П. Лазарсфельд. С тех пор данный метод утвердился в практике исследования общественного мнения, в коммерческих и политических исследованиях. Временной интервал между повторными опросами в таких исследованиях, как правило, невелик (от нескольких дней до нескольких месяцев), а конструкция исследования нередко принимает вид плана «до и после» (например, опрос до выборов и после). С внедрением в социологии лонгитюдной стратегии исследования, заимствованной из методического арсенала психологии развития, границы применения панельного метода расширились. Лонгитюдная стратегия предполагает продолжительное изучение определенной когорты населения, поэтому в П. п. этого типа стало возможным изучение процессов, имеющих более продолжительный временной масштаб, связанных с жизненными циклами индивида и поколения (таких, как социализация молодежи, этапы развития семьи и др.).

На сегодняшний день П. и. (и особенно его лонгитюдный вариант) является наиболее сложным в организационном плане, довольно дорогостоящим исследовательским проектом главным образом из-за большой продолжительности, а также необходимости поиска всех респондентов для опроса в последующих этапах исследования. Потери членов панели со временем, конечно, неизбежны. Даже в краткосрочных исследованиях на каждом этапе обычно теряется от 5 до 10 % начальной выборки. «Смертность» панели может создать проблемы при анализе полученных данных, так как вызывает систематические смещения в выборке. Поэтому, во избежание значимых потерь, надо иметь достаточно полную информацию о респондентах, необходимую для их поиска, проявить должное упорство в розыске труднодоступных респондентов, а также уделять серьезное внимание специальным мерам, снижающим вероятность отказов. «Эффект панели» (или «эффект тестирования») является еще одной проблемой, возникающей лишь в П. и., так как полученная временная информация может быть искаженной от того, что члены панели чувствуют влияние продолжительного наблюдения и, в частности, приспосабливаются к инструментарию и процедурам исследования. «Эффект панели» можно контролировать подключением к опросу контрольных групп.

В начало словаря